Эпиграмма – это лирическое стихотворение-миниатюра. Что такое Эпиграмма

Эпигра́мма (др. -греч. ἐπίγραμμα «надпись») - небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление. В античную эпоху эпиграммой называлась посвятительная надпись на изваяниях, алтарях и других предметах, посвящаемых богам, и на надгробиях. Постепенно формировались тематические разновидности эпиграмм сентенциозно-дидактических, описательных, любовных, застольных, сатирических, торжественных. От эпических форм поэзии эпиграмму отличала краткость и ярко выраженное субъективное отношение к событию или факту. Писалась эпиграмма элегическим дистихом, позднее ямбом и другими размерами. В форме эпиграмм выражались размышления Платона, Сафо писала эпиграммы о горечи ранней утраты, Анакреонт - о веселье на пиру. К мастерам эпиграмм относят Симонида Кеосского, Асклепиада, Мелеагра. Расцветом эпиграммы в греческой литературе было творчество эллинистических поэтов III века до н. э. - I века н. э. (составившее ядро так называемой «Палатинской антологии» в 15 книгах) , в римской - сатирическое творчество Марциала (I век н. э.) . Традиции античной эпиграммы продолжались в византийской литературе и в латинской литературе средних веков и Ренессанса, позднее возрождались изредка («Венецианские эпиграммы» Эпиграммы Марциала были тематически близки сатирам Ювенала. К наследию Марциала восходит современное понимание эпиграммы как короткого насмешливого стихотворения, обычно построенного на контрасте постепенной экспозиции и неожиданного завершения, заключительной «остроты» (пуант) . Такого рода эпиграмма сложилась во французской поэзии XVI - XVII веков. Временем расцвета эпиграммы в европейской литературе считается XVIII век (Вольтер, Ж. Б. Руссо, Г. Э. Лессинг, в России - А. П. Сумароков) . Параллельно развивалась эпиграмма, представляющая собой непосредственный отклик на злободневные события, часто политические. Помимо названных, к мастерам острых сатирических эпиграмм относят Ж. де Лафонтена и П. Д. Э. Лебрена во Франции, Р. Бёрнса в Англии, Г. Гейне в Германии

Ценители литературы знают, что в мире поэзии существует много разновидностей стихотворений, способных удовлетворить запрос самого искушенного читателя. Одним из видов поэтического искусства являются короткие, емкие, бьющие точно в цель стихи - эпиграммы.

Возникновение эпиграммы. Значение и определение

Постигая все разнообразие стихотворений, нелишне обратить внимание на небольшие оригинальные стишки и узнать подробнее, что такое эпиграмма. Ее предком и одной из разновидностей принято считать эпитафию. Если рассматривать определение буквально, то в переводе с греческого данное понятие означает «надпись». В Греции было принято набивать различные пометки на подножиях статуй, над входом в храмы и на предметах, которые должны были быть преподнесены богам в качестве жертвоприношения.

Эпиграмма как жанр поэзии представляет собой разновидность сатирической миниатюры, основанный на осмеивании какого-то персонажа или же какого-то социального явления. Стихи всегда наполнены иронией, шуткой, их отличает краткость. Ее возникновение относят к 7-6-му веку до н. э. А в 17-19-м веках Вольтер, Лафонтен, Руссо уже вовсю применяют этот вид поэзии в своем творчестве. В нашей литературе этот жанр появляется в 18-м веке и встречается в сочинениях Богдановича, Ломоносова, Кантемира и других. Особенно уважал этот жанр русский поэт Александр Сумароков, который очень четко дает понять, что такое эпиграмма, сформулировав главные принципы, гласящие, что применение грубостей, бранных слов, злословия просто недопустимы. Эти краткие, тонкие стихи должны помогать в тех случаях, когда все иные формы воспитания, влияния не сработали.

Талантливый человек талантлив во всем...

Признанными гениями эпиграммы в дальнейшем ее развитии становятся, конечно же, Пушкин, Вяземский, Баратынский, Дмитриев.

В советский период Владимир Маяковский, Самуил Маршак, Демьян Бедный, другие поэты также применяют этот жанр короткого стихотворения в своем творчестве. Например, очень интересны короткие, остроумные эпиграммы Маршака, который, кстати, написал целую книгу под названием «Лирические эпиграммы».

Современная эпиграмма

Что такое эпиграмма, в чем ее особенность - данными вопросами задавались и продолжают задаваться и в наше время. Эти небольшие произведения, пожалуй, один из самых живучих стихотворных жанров. Сегодня эпопеи, оды, элегии непопулярны, а вот эпиграммы все так же существуют, они востребованы, интересны читателю и уместны практически во всех проявлениях нашей жизни.

Мастера эпиграммы в наши дни

Некоторые наши современники особенно удачно использовали данный жанр, например известный поэт, пародист, ведущий телевизионной передачи, некогда очень популярной, «Вокруг смеха» Александр Иванов. Его эпиграммы отличались своей мягкостью, добротой. Сатирики Григорий Горин, Аркадий Арканов тоже охотно включали саркастичные стихи в свое творчество.

Но, конечно же, лидером, мастером эпиграммного жанра с большой буквы в наши дни является всеми нами любимый актер Валентин Иосифович Гафт. Безусловно, в первую очередь мы ценим этого человека за сыгранные роли в кинематографе, театральных постановках, но и его талант в написании этих коротких стишков также признан многими. Этот разносторонне одаренный человек хорошо понимает, что такое эпиграмма, его произведения уже стали просто народным фольклором.

Особенности творчества Гафта

Когда Гафта спросили о том, помнит ли он свое первое произведение в жанре короткого саркастичного стиха, он ответил, что помнит. Первая его эпиграмма родилась абсолютно случайно: в театре на Малой Бронной режиссер Андрей Гончаров, который, кстати, был заядлым грибником, ставил пьесу Г. Боровика. После спектакля, на банкете, Валентин Иосифович вызвался выступить со своим поздравлением режиссеру. Прозвучавшая со сцены эпиграмма Гафта имела большой успех, и актер, собственно, занялся сочинительством надолго.

Однажды Валентин Гафт совместно с одним товарищем решили выпустить тематическую книгу. Когда он впервые открыл ее, то был просто поражен - в сборнике были опубликованы такие эпиграммы Валентина Гафта, которых он никогда и не сочинял. Обидные, некорректные, унизительные стихи, в числе которых было стихотворение про актрису Ирину Муравьеву, например. Актер был очень расстроен. Валентин Иосифович всегда отмечал, что эпиграмма - это признание в короткой форме, очень точное попадание в главное в человеке.

Вообще, эпиграммы Гафта - это очень колкие, но точно отражающие действительность, стихи. И в основном нацеленные на его же коллег, близких знакомых, друзей. Валентин Иосифович посвятил свои произведения Михаилу Козакову, Михаилу Ульянову, Ие Саввиной, Наталье Гундаревой, Ирине Мирошниченко, Олегу Ефремову, Людмиле Гурченко и многим другим известным и талантливым людям. Многие из них, конечно же, обижались, не понимали, отношения между автором и адресатом портились, ухудшались.

Лия Ахеджакова вспоминает о своей обиде на адресованную ей эпиграмму, о том, как она в течение двух лет не общалась с Гафтом, до конца не осознав сути посвящения. На самом же деле в оригинале кардинально все меняют заключительные строки послания великого актера великой актрисе и раскрывают полный хвалебный замысел поэта.

Валентин Иосифович всегда подчеркивает в своих интервью, что обидеть, задеть, принести чувство неловкости никогда не является его задачей при сочинении эпиграмм. Чтобы в этом убедиться, нужно просто перечитать эти поистине уникальные, меткие, узнаваемые стихи Гафта, в которых отражена и подмечена самая суть человека. Сейчас Валентин Иосифович, несмотря на проблемы со здоровьем, продолжает творить. Его часто можно увидеть в числе приглашенных гостей на различных передачах и ток-шоу. Всегда у него припасена парочка свежих эпиграмм "от Гафта", как всегда очень точных, острых и злободневных.

Заключение

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что эпиграмма - это удивительный, редкий жанр, появившийся во времена античности и дошедший до нашего времени. Удовольствие, хорошее настроение, новые впечатления после прочтения этих замечательных стихов обязательно гарантированы всем!

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

Эпиграмма , ж. греч. краткое стихотворенье, с основою острой или колкой мысли. У нас эпиграмма приняла вид колкой насмешки. -матический, к ней относящ. -тист, сочинитель эпиграмм. Эпиграф м. изреченье, которое писатель, как значок или знамя, выставляет в заголовке своего сочиненья: девиз, словцо, оголовок.

Толковый словарь Ожегова

Эпиграмма , -ы, ж. Короткое сатирическое стихотворение (первонач.дидактическое), высмеивающее какое-н. определенное лицо. Э. на льстеца.Дружеская а. Обрушить на кого-н. град эпиграмм (перен.: колкостей,язвительных насмешек). || прил. эпиграмматический, -ая, -ое (спец.).

Толковый словарь русского языка Ушакова

ЭПИГРАММА, эпиграммы, ж. (греч. epigramma - надпись) (книжн.).

У древних греков - надпись в прозе или в стихах на надгробном памятнике, на общественном здании и т. п. (истор., лит.).

В античной поэзии - небольшое стихотворение, написанное сочетанием гекзаметра и пентаметра, впоследствии - преимущ. сатирического содержания (лит.). Эпиграммы Катулла. || В новой европейской поэзии - короткое стихотворение, заканчивающееся острой, злой шуткой по поводу кого-чего-н. (лит.). И шевелится эпиграмма во глубине моей души, а мадригалы им (дамам) пиши! Пушкин.

Перен. Колкое, злое и остроумное замечание, направленное против кого-чего-н. (устар.). Имел он (Онегин) счастливый талант... возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм. Пушкин.

Что такое "Эпиграмма"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Эпиграмма ЭПИГРАММА - буквально с греческого: надпись - стихотворная или прозаическая краткая надпись, объяснявшая значение памятника, здания, предмета, посвященного богам. У римлян эпиграммами назывались краткие стихотворения, которым Каттул и Марциалл придали характер язвительной насмешки, что перешло и в новые литературы. В немецкой литературе разумелось под эпиграммой (у Лессинга) краткое стихотворение, в котором остроумным заключением разрешалось некоторое ожидание, возбужденное в начале стихотворения (примеры у Гете и Шиллера), но главною особенностью эпиграммы стал ее характер быстрой, остроумной, язвительной насмешки. От французской литературы, где в XVII и XVIII в.в. расцвела эпиграмма (Пирон, Буало, Расин, Вольтер и др.), эпиграмма с этим характером перешла и в русскую литературу. Развитие этого жанра, несомненно, было у нас задержано политическим гнетом, в свободной борьбе с которым сатира и насмешливая эпиграмма всегда были сильным орудием. Русская эпиграмма чаще была обращена не к политической сфере, а являлась орудием борьбы в литературном мире. Образцы эпиграмм XVIII в. страдают еще большой тяжеловесностью. Писали эпиграммы многие поэты, как XVIII, так и XIX в. Только в руках Пушкина она становится живою и сильною. С ним соперничает Лермонтов. Современники очень ценили эпиграммы признанных остроумцев - кн. П. Вяземского, Тютчева и Соболевского. Популярный в 20-е и 30-е г.г. «Дом сумасшедших» Воейкова представляет собрание эпиграмм на литературных деятелей. С шестидесятых годов заявили себя эпиграммами ловкий версификатор Д. Минаев, Щербина, Н. В. Алмазов и некоторые другие. В более близкое к нам время очень известны были эпиграммы философа-поэта Влад. Соловьева. В. Ч.

Эпиграмма - ЭПИГРАММА ж. греч. краткое стихотворенье, с основою острой или колкой мысли. У нас эпиграмма приняла... Толковый словарь Даля

Эпиграмма - ЭПИГРАММА, Цы, ж. Короткое сатирическое стихотворение (первонач. дидактическое), высмеивающее какоеЦ... Толковый словарь Ожегова

Эпиграмма - (греч. ??? - на и?????? - писание) - у древних греков не имела того элемента насмешки, который отл... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Эпиграмма - (греч. epigramma, буквально - надпись) 1) в античной поэзии короткое лирическое стихотворе... Большая Советская энциклопедия

Эпиграмма - ЭПИГРАММА, эпиграммы, ж. (греч. epigramma - надпись) (книжн.). 1. У древних греков - надпись в прозе... Толковый словарь Ушакова

Эпиграмма - ж. 1. Надпись на памятнике, подарке и т.п., объяснявшая значение предмета (у древних греков). 2. Ст... Толковый словарь Ефремовой

Эпиграмма - ЭПИГРАММА (греческое epigramma, буквально - надпись), короткое сатирическое стихотворение, традицион... Современная энциклопедия

Эпиграмма - ЭПИГРАММА (греч. epigramma - букв. - надпись), короткое сатирическое стихотворение, традиционный жан... Большой энциклопедический словарь

Эпиграмма - эпигра?мма Через стар. нов.-в.-н. Epigramma (Опиц, 1624 г.; см. Шульц I, 178) из лат. epigramma о... Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Эпиграмма - (иноск.) - колкая насмешка (намек на краткие сочинения в виде надписей, называемые эпиграммами) Ср.... Толково-фразеологический словарь Михельсона

Эпиграмма - Эпиграмма (иноск.) колкая насм?шка (намекъ на краткія сочиненія, въ вид? надписей, называемыя эпигр... Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

Эпиграмма - эпиграмма злая (Сологуб); мрачная (Пушкин); насмешливо-злая (Сологуб); сардоническая (Гоголь); ...

Миниатюры - стихотворение, в котором высмеивается какая-либо персона или общественное явление. Термин произошел от греческого слова epigramma, что в дословном переводе означает "надпись".

Надпись произвольного содержания

Эпиграмма зародилась в Древней Греции и изначально представляла собой надпись с каким-либо содержанием на кубке, сосуде, портике храма или возвышенном пьедестале статуи. В Древнем Риме значение стихотворной надписи изменилось, для римлян эпиграмма - это сатирическое стихотворение. В древнегреческой поэзии эпиграмма возникла в 7-6-м веке

Первым классиком данного жанра является Симонид Кеосский. Этому автору древности приписывают много эпиграмм о воинах Греции и Персии. В первом веке до нашей эры впервые была создана антология греческих эпиграмм, в которую входили около 4000 произведений, отсортированных по тематике. В средние века в латинской литературе эпиграммы с античными традициями продолжили свое развитие - надписи на гробницах, церковных предметах и различных зданиях. Также стихотворные эпиграммы имели популярность у поэтов эпохи Возрождения.

В европейской литературе

Эпиграмма в европейской литературе представляет собой малую форму сатиры, из отличительных черт которой можно четко выделить конкретность повода. Первыми, кто начал писать эпиграммы в Европе, стали французские писатели - Расин, Вольтер, Лафонтен, Руссо. Несколько позже эта форма распространилась и на другие жанры европейской литературы.

В русской литературе

В русской художественной литературе эпиграмма ярко проявилась в творчестве поэтов 18-го столетия: Богдановича, Ломоносова, Хераскова, Кантемира и др. Но наивысшей степени развития она достигает в творчестве Дмитриева, Пушкина, Вяземского. В этот период эпиграмма - это отзыв на отдельные политические события, литературные шедевры, известных личностей, общественных деятелей. В большей части они не были опубликованы, а оставались в рукописях авторов. Среди особо выдающихся авторов-эпиграмматистов начала 19-го века - П. А. Вяземский, А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, С. А. Соболевский. Эпиграммы Пушкина отличались тонкой сатирой, например, написанные на Ф. В. Булгарина, А. А. Аракчеева и на А. Н. Голицына. Хотя отдельные его творения в данном жанре бережно продолжали древнегреческую традицию («Любопытный», «Движение»).

В середине 19-го столетия эпиграмма (стихи традиционного типа) отступает на второй план, а подъем переживает злободневная сатирическая поэзия. Особенно яркие примеры ее удалось создать В. С. Курочкину, Д. Д. Минаеву, М. Л. Михайлову, Н. А. Некрасову. Позже эпиграммы писали многие другие выдающиеся литераторы: А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, А. Н. Апухтин, в этом жанре пытались проявить себя и так называемые второстепенные поэты, существуют единичные примеры эпиграмм, написанные прозаиками - Н. С. Лесков, Ф. М. Достоевский. В советской литературе к эпиграмме часто обращались С. Я. Маршак, В. В. Маяковский, А. Г. Архангельский, Демьян Бедный и многие другие.

Из античности в современность

Современные писатели и поэты также отдают должную дань эпиграмме, которая продолжает распространяться в массах не только в печатном виде, но и устно. Одним из самых знаменитых эпиграмматистов современности считается выдающийся актер Он является автором бесконечного множества поэтических шаржей, направленных на своих коллег-актеров. Эпиграммы Гафта являются колкими стихотворными выпадами в адрес отечественных актеров, фильмов и даже политических деятелей. Артист очень многих «изметелил», как говорит сам автор, «съел живьем». Объектами его выпадов стали: Лия Ахеджакова, Галина Волчек, Олег Даль, Армен Джигарханян, Василий Лановой, Олег Табаков. После выхода в прокат кинокартины «Трое в лодке, не считая собаки» Гафт сочинил эпиграмму на Александра Ширвиндта, и Михаила Державина. Многие откровенно обижаются на эпиграммы Гафта, в их числе и семья Сергея Михалкова. Объектом гафтовской сатиры стала картина «Три мушкетера» и Владимир Жириновский.

Эпиграмма - это один из редчайших, уникальнейших жанров, который, зародившись в глубокой античности, не потерялся на протяжении нескольких столетий, сохранился до наших дней и поныне пользуется популярностью, особенно у сатириков и пародистов.