Декоративная роспись в детском саду подготовительная группа. Городецкая роспись для дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи»(подготовительная группа).

Цель: Продолжить знакомство с городецкой росписью, продолжить формировать интерес к народному декоративно- прикладному искусству, отмечать яркие, жизнерадостные узоры. Закреплять знания о характерных особенностях городецкой росписи: колорите, составных элементах, композиции.

Предварительная работа :

Рассказ воспитателя об истории народных промыслов,

Рассматривание изделий декоративно–прикладного искусства,

Ход занятия

Вос. «Доброе утро» придумано кем-то

Просто и мудро при встречи здороваться

Дети - «Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым людям

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длиться до вечера».

Какая сегодня ждет нас работа,

Поскорее узнать вам, конечно охота.

Не будем мы клеить, ни шить, ни плясать,

Предстоит нам рисовать.

Воспитатель. Послушайте снова звучит волшебная музыка…

А это значит, что волшебный экран снова приглашает нас в сказку. Давайте посмотрим. Что же там….

Сказочница. Здравствуйте мои хорошие девочки и мальчики. Вы меня узнали? Я сказочница. Прослышала я добрую весть о вас. Знаю, что вы ребята, мастера умелые и росписи все народные знаете.

В нашем тридевятом царстве, тридесятом государстве живут мастера деревянных предметов, а вот расписывать они их не умеют

Всем жителям сказочного царства хотелось бы ярких красивых узоров.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Чудо - птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Здесь ромашки и купавки,

Словно капельки росы,

Расцветают здесь розаны

Удивительной красы

Помогите нам

Воспитатель.Вы угадали, что за роспись? (.)

Городецкая роспись – как ее нам не знать

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать

Почему роспись называется Городецкой ? (мастера жили в городе Городец , поэтому роспись и называется городецкой ).

Какие предметы расписывают Городецкой росписью ? (деревянную посуду, игрушки, мебель) .

Ребята, а давайте вместе в подарок мастерам пошлем и наши работы, расписанные городецкой росписью , чтобы тридевятое царство, тридесятое государство украсить

Ребята, мы с вами уже немного знакомы с городецкой росписью. Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. А чтобы вам легче было вспомнить, я загадаю вам загадки:

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон)

Из каких элементов состоит Городецкая роспись ? (Розан, купавка, бутон, листья) .

Теперь подумайте, что делает нарядными и живыми городецкие узоры?

Дети: оживки.

Да это белая и чёрная оживки.

Что такое «оживка» узора белой краской , оживляют, освежают рисунок).

Что такое «разживка» ? Для чего она нужна? (штрихи на элементах узора черной краской , делают рисунок ярким, более выразительным).

Какие цвета используются в росписи? (розовый с красным, голубой с синим)

Для подмалевка используем розовую и голубую краски, а для прорисовки цветов – синию и красную.

Цветов немного, но смешенные между собой они дают дополнительные оттенки: розовый, голубой Воспитатель. А для того, чтобы нам вспомнить, как можно получить розовый и голубой цвет, я предлагаю вам решить цветные примеры.

Красный+белый=розовый

Синий+белый =голубой

А для оживок, какие цвета возьмёте цвета?

Дети : Белый и черный.

Дети, посмотрите, как правильно надо рисовать оживки и дуги.

Показ:

Оживку рисуем кончиком кисти.

А дугу - начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом, и заканчиваем концом кисти.

На сырую или на сухую краску наносится оживка

Обратите свое внимание на то, как по – разному, можно расположить гирлянды. Гирлянды могут располагаться и снизу, и сверху, и посередине, но везде в центре гирлянды располагается большой цветок – розан, справа и слева от розана рисуются цветы среднего размера – ромашки, купавки.

Готовы помочь сказочным жителям. Ну тогда представьте, что мы с вами стали Городецкими художниками .

Но, перед началом работы, предлагаю отдохнем, ручки, ножки разомнем.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали
покружились, повертелись

И на стулья все уселись.

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем
и работать продолжаем.

Я приглашаю вас пройти в мастерскую

Пальчиковая гимнастика «Кисточка»

Кисточку в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

Звучит спокойная русская народная музыка.

Дети самостоятельно работают.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастера

Может быть и среди нас.

Воспитатель по мере необходимости оказывает детям помощь, напоминая правила :

Краску лишнюю на кисти

Очень долго не держи.

Чтоб не капнула на листик,

О край баночки сними.

Кисть промой водою чистой,

О салфетку промокни,

Новой краски набери.

Воспитатель. Пока подсыхают краски, предлагаю немного отдохнуть

Воспитатель. Давайте вспомним, какие цвета оживки надо использовать для того, чтобы ваши букеты стали похожи на роспись Городецких мастеров .

Предполагаемые ответы детей.

IV Итог : давайте немного дадим отдохнуть глазам –закройте глаза и представьте себе…Что получила наши росписи сказочница. Она вас благодарит, удивляется вашему красивому узору и говорит : «Мне кажется, что я где-то видела этот узор , и по-моему, он называется хохломской узор » Что вы ей скажете? – это городецкий узор .

Расскажите, какие элементы росписи вы использовали? (4 ребенка) Любовались гости чудом

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Сражённые осталися.

Самооценка.

Найди кого за что похвалить (не только за результат, но и за деятельность в процессе)


Как нарисовать городецкий узор на тарелочке поэтапно для детей от 7 лет

Богатова Оксана Николаевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад №94" Дзержинск, Нижегородской области.
Описание: мастер-класс будет интересен воспитателям, учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования, родителям. Дети 6-7 лет смогут выполнить работу с помощью взрослых, а дети постарше - самостоятельно.
Назначение: панно-тарелочка может послужить подарком родственникам, друзьям а также украсить интерьер на кухне.
Цель: создание декоративного панно с городецкой росписью.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с народными промыслами;
- учить составлять узор из элементов городецкой росписи;
- совершенствовать навыки рисования тонкой кистью;
- развивать чувство композиции;
- воспитывать интерес и уважение к народному творчеству.

Прежде чем начать мастер-класс, предлагаю на минутку вспомнить историю городецкой росписи, почувствовать её солнечную, добрую атмосферу.

Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ города Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели.


Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин.


Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки.



Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах.


Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура.
Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.
В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму.
Но мотивы и технология городецкой росписи остались прежними.
Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.



У нижегородских школьников стало традицией посещать Городец с экскурсиями.


Там они узнают много интересного из истории Нижегородского края. Окунаются в атмосферу быта своих предков. Могут всё потрогать своими руками.



И, конечно, участвуют в мастер-классах местных мастеров.




Дети остаются в восторге от таких поездок.


А теперь позвольте представить мой мастер-класс по рисованию городецкой росписи.
Материалы: бумажная тарелка,грунт акриловый белый, кисть для грунтовки, кисти для рисования №1, №2, №5, гуашь (жёлтая, рубиновая, белая), акварельные краски, простой карандаш.


Покрываем тарелочку грунтом (акриловый сохнет быстро).


Изобразим в центре тарелочки один из элементов - ромашку.В городецкой росписи ромашка может быть и синей, и фиолетовой, и красной, и оранжевой (многолепестковый фантастический цветок).Наносим рисунок простым карандашом.



Этап "подмалёвка".Делаем фон жёлтой гуашью (кисть №5).


Смешиваем рубиновую и белую гуашь, получаем розовый цвет. Делаем розовый фон.


Красной акварелью обводим цветок и закрашиваем круг в центре (кисть №2).


Внутри красных лепестков делаем второй ряд, затем белой акварелью обводим лепестки вокруг центра.


Обводим белым цветом большие лепестки внутри и маленькие - снаружи (кисть№2), добавляем по три штриха(белые и красные) наносим точки (кисть№1).


Теперь, рисуем листочки горчичным цветом. Листочки в городецкой росписи разнообразны по размеру, но всегда расположены группами. При этом никогда не превосходят размером центральный цветок композиции.


Рисуем зелёные листочки.


Делаем прожилки на листиках (кисть №1) - вдоль листочка проводим линию и несколько коротких поперёк.


Прожилки на зелёных листьях делают иначе.


Этап "оживка". Листочки горчичного цвета подчёркиваем со всех сторон тонкой линией (кисть№1)чёрной краской, а зелёные - с одной стороны - усиками.


Наша тарелочка готова.


В центре тарелочки можно изобразить и другие варианты городецких цветов, например, розы.

Программные задачи:

1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на силуэте досок.

2. Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи.

3. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом.

4. Развивать чувство композиции.

5. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие.

Материал.

Три образца досок с разной композицией узоров; элементы городецкой росписи на магнитах; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; готовые силуэты досок, гуашь, кисти № 2, №4, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

Предварительная работа рассказ воспитателя о истории народных промыслов, рассматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда, подмалёвка; дидактические игры «Составь узор», «Собери целое», отгадывание загадок о промыслах.

(В начале занятия звучит народная мелодия).

На столе стоит сундук.

Воспитатель. Дети, посмотрите, какой красивый сундук у нас в изостудии. Интересно узнать, что же в нём? Смотрите, а здесь письмо. (Читает надпись на конверте ) « Для ребят подготовительной группы» Посмотрим, что же внутри. «В сундуке лежат расписные доски, а чтобы узнать, какой росписью они расписаны, отгадайте загадку».

Из липы доски сделаны,

И прялки и лошадки…

Цветами разрисованы

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар птицы ввысь летят

И точки чёрно - белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись)

Правильно (воспитатель достаёт три доски расписанные (разные композицией узоров), а одну без узоров))

Воспитатель. Ой, что же случилось с этой доской? Куда же делась роспись? Дети, посмотрите таких же досок некрасивых, не расписанных, у меня оказалось много. Что же делать? Как, исправить ситуацию? (дети отвечают, что надо расписать доски).

Воспитатель. Правильно, дети, их нужно нам попробовать расписать городецкими узорами. Давайте сначала вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. Для этого я буду загадывать загадки.

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка ).

4. Он не броский, круглый он - нераскрывшийся … (бутон).

Воспитатель. Что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд? (конь, птица, петух). Теперь подумайте, что делает нарядными городецкие узоры (оживки). Да это белая и чёрная оживки. А теперь посмотрите на расписные доски и как по - разному можно расположить гирлянды.

На первой доске две закруглённые цветочные гирлянды расположены сверху и снизу (показ). На второй доске гирлянда протянулась прямо посредине. На третьей доске тоже закруглённые гирлянды, но расположены они по углам. У всех этих гирлянд в центре красуется большой цветок – розан с разных сторон от цветка рисуются цветы среднего размера - ромашки, купавки.

Воспитатель. А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды (розовый с красным, голубой с синим ). А для оживок, какие цвета возьмёте цвета? (белый и черный).

Дети, как вы будете рисовать оживки? (кончиком кисти ). А дугу? (Начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом и заканчиваем концом кисти). Воспитатель убирает образцы.

Дети, вы можете приступать к работе. (Звучит тихая русская народная музыка).

Самостоятельная работа детей, в ходе которой, воспитатель напоминает о правильной технике декоративного рисования, обращает внимание на композиционное решение, помогает в выборе и расположении элементов.

В конце занятия воспитатель предлагает детям выставить работы.

Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась и расскажите почему? (из каких элементов составлены гирлянды, как расположены гирлянды на доске, какие цветосочетания использованы, воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)

Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы.

Дети читают стихотворение о Городце.

Любовались гости чудом

Громко восхищалися,

Городецкой красотой

Сражённые осталися.

Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Городецкая роспись, которая родом из заволжских деревень, берет начало своего развития в середине XIX века. В то время в русских деревнях, окруженных широкими лесами, активно развивались деревообрабатывающие промыслы. В настоящее время элементы городецкой росписи изучаются, начиная с дошкольных учреждений на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

Специфика техники

В старом Городце, откуда берет свое название данная роспись, происходил главный сбыт деревянных предметов быта раскрашенных в особом стиле, созданном тогдашними ремесленниками

Изначально роспись использовали для украшения прялочных донец. Дело в том, что сами городецкие прялки состояли из нескольких частей, само донце служило для закрепления копылка с гребнем. На донце во время работы сидели, затем прялка разбиралась, его вешали на стену. Так появилась необходимость украшения досточек, превращая их на некоторое время в картинки. Своим дизайнерским решением, заволжские мастера привлекли на покупку такого изделия многих жителей, что дало развитие городецкой росписи как народному промыслу.

На донцах изображали застывшие сюжетные линии. Повседневные, праздные или другие события из жизни крестьян и купцов. Дамы и кавалеры в пышных нарядах гуляли на ярмарках, пили чай, сидя за круглым столом, фон не детализировался, лишь ограждаясь колонами, цветочными композициями, рисунок мог делиться не ярусы, обрамляться простыми линиями.

Для городецкой росписи характерны вороные кони, коты, птицы глухари, павлины, а также цветочные композиции.

Роспись наносилась прямо на деревянную поверхность темперными красками, на яичном желтке. Иногда для фона могли использоваться для грунта красные и желтые краски. Цветовая гамма имеет насыщенные, а также разбавленные оттенки красных, желтых, черных цветов. В более поздних работах появляется зеленый и синий.


Техника рисования

Основные элементы городецкой росписи лишь немного изменились со временем. Стиль и принципы ее рисования изучают на практике рисования по дереву для дошкольников. На начальном уровне практикует рисование цветочных орнаментов, узнаваемых среди разных видов искусств. Используемые мотивы схематично изображают симметричные бутоны роз, розанов, ромашек и купавок, имеют свои характерные признаки. Существуют довольно простые схемы, по которым можно научиться рисовать в стиле городецкой росписи.

Рисование происходит поэтапно и требует использование красок, которые высыхают и не смешиваются с предыдущим нанесением, например, гуашь. Цветочные композиции могут образовывать гирлянды, ромбы, или рамки.

  1. «Гирлянды»;

  1. «Ромбы»;

  1. «Рамки» обычно используют для обрамления основного рисунка.

Итак, для начала наносится эскиз карандашом, определяющий положения основных элементов росписи.

Детализировать рисунок не обязательно, так как первый делом рисование красками начинается с так называемых замалевок, нанесением лишь пятен, кругов для бутонов и контуров листьев основными чуть разбавленными цветами цветами. Например, как показано на фото ниже. Первый шаг создания букетов.

Вторым слоем мы наносим более темный оттенок дугами для затеневки, то есть неразбавленными, насыщенными красками или затемненными. Прорисовка определяет контуры бутонов.

И последним этапом является нанесение белой краски для создания пестрой картины. В рисовании животных белые штрихи имеют завершающее значение в разрисовке шерсти и оперения. Этот процесс недаром называют «оживка».

Это самые простые основы рисования городецкой росписи, используемые на художественно-прикладных занятиях для детей в дошкольном и школьной возрасте.

Птицы и животные рисуются такими же поэтапными действиями, петушки и фазаны рисуются довольно таки просто и схематично.


Кони изображаются черной краской или охрой, в городецком стиле они также наряжены в поводья и седла, имеют изящный стан и пышные гривы.

Применение в жизни

Конечно, в отличие от старых работ, новый шаг в развитии росписи произошел благодаря появлению новым красками и технологиям. Техника мастерства в современной интерпретации творчества намного ярче и изящнее и преимущественно используют для сувенирно-декоративного предназначения, а также для развития художественных навыков. В наши дни элементы фантазией художников добавляются новые изображения в виде бабочек и насекомых и даже допускаются рисунки чудных единорогов.