Балерун нуриев биография. Рудольф Нуреев, Юрий Богатырёв и другие скрытые геи из мира советских звезд

«Экзотический, неистовый» – таких эпитетов вполне заслуженно удостаивался один из самых ярких танцовщиков ХХ столетия и один из самых известных советских невозвращенцев – Рудольф Нуриев.

Рудольфу Хаметовичу Нуриеву, татарину по национальности, словно на роду было написано стать «гражданином мира», а не принадлежать одной стране – конкретное место его рождения указать невозможно, ведь родился он в поезде, следующем во Владивосток. В этот город его отец – политрук – направлялся к месту службы, но уже год спустя, в 1939, он был переведён в Москву. Во время Великой Отечественной войны семья жила в эвакуации в Уфе, там Нуриевы остались и после войны.

Однажды десятилетний Рудольф побывал в театре на спектакле «Журавлиная песня» – и с тех пор серьёзно увлекся балетом. В Уфе находилась в ссылке балерина Анна Удальцова – она-то и стала его первой наставницей. Мальчик занимался у неё в студии при Доме учителя. Она заметила талант ученика, советовала ему поступать в Ленинградское хореографическое училище, но денег на поездку в Ленинград у семьи не было, да и отец был против. В 1953 году Рудольф поступает в балетную студию при Уфимском оперном театре. Одновременно он работает в театре в качестве статиста и посещает занятия артистов балета, но мечты об учёбе в Ленинграде или Москве не оставляют его.

Случай представляется неожиданно: в 1955 году труппа везёт на фестиваль башкирского искусства в Москву балет «Журавлиная песня» (тот самый, который произвёл такое большое впечатление на Рудольфа в детстве), но исполнитель сольной партии отправиться не может. И вот Нуриев предлагает себя. Правда, он не знает этой партии – но успевает выучить её в самый короткий срок. Такие усиленные занятия дорого обошлись танцовщику: незадолго до отъезда он повредил ногу во время репетиции. Обычно такие травмы лечат минимум в течение месяца, но Рудольф Нуриев вышел на сцену через несколько дней.

Успешно выступив на фестивале, Нуриев получает разрешение на поступление в Московское хореографическое училище, но препятствием отказывается отсутствие общежития в то время. Он отправляется в Ленинград, где поступает в училище им. , где его наставником становится Александр Иванович Пушкин. Педагог очень хорошо относился к ученику, даже позволил Рудольфу жить у него, а не в общежитии, где другие студенты издевались над юношей, дразня «деревенщиной».

На последнем году обучения талантливому студенту представилась редкая удача: пока основная труппа Театра оперы и балета им. С. М. Кирова гастролировала, он был занят в сольных партиях в нескольких спектаклях.

После успеха на московском Всесоюзном конкурсе балетных учеников в 1958 году Рудольф Нуриев был принят в труппу театра им. С. М. Кирова (в этом ему помогла прима-балерина Наталия Дудинская). Он исполняет большинство мужских партий в классических балетах: Жан де Бриен в « », Зигфрид в « », Принц в « », Солор в « », Базиль в « » и другие. Его партнёршами желают стать весьма известные балерины. К каждой исполняемой партии танцовщик подходит поистине творчески, внося изменения в хореографию и даже в костюм своего персонажа. По тем временам это было весьма смело – но такому талантливому исполнителю, каким был Рудольф Нуриев, разрешались даже подобные вольности.

Как талантливый молодой исполнитель, Рудольф Нуриев отправляется в 1961 году с труппой Театра им. С. М. Кирова на гастроли во Францию. В Париже он близко общался с французами, уходил в город один и возвращался в отель ночью. Это было расценено как «нарушение правил поведения советских граждан за границей», и артисту предписали немедленно вернуться в СССР. Сделать это он отказался. Так Нуриев стал невозвращенцем.

Возможно, танцовщик спланировал это заранее – во всяком случае, уже неделю спустя он выступает в спектакле «Голубая птица» в составе Интернационального балета де Куэваса, а несколько месяцев спустя выступает на бенефисе Марго Фонтейн. Впоследствии он становится артистом Королевского балета в Лондоне. Пригласившая его Нинетт де Валуа отзывается о нём как о «виртуозе со вкусом, несущим с собой традицию и магию русских».

Новаторство Рудольфа Нуриева проявилось в том, что он привнёс в мужской танец приёмы, которые прежде были характерны для танца женского: разработка всех связок, придающая большую выразительность и гибкость, танец на носках – почти на пуантах… Всё это могло бы придать танцовщику некоторую женоподобность, если бы не его мощная энергетика и эмоциональность. Благодаря его новаторству танцовщик-мужчина в балете стал вровень с балериной-женщиной.

Популярность Рудольфа Нуриева была такова, что полиции иной раз приходилось сдерживать натиск его поклонников. Особенно же привлекали публику его выступления с Марго Фонтейн. Этот дуэт был необычен хотя бы потому, что на момент его возникновения танцовщику было двадцать четыре года, а его партнерше – сорок три, но это не помешало исполнителям стать единым целым. Первое их совместное выступление состоялось в 1962 году – это был спектакль « », а год спустя специально для них поставил балет «Маргарита и Арман». Танцевали они и в балете « » в хореографии , которую возродил Нуриев.

С 1964 года Нуриев много гастролировал: страны Европы, Австралия, США. Лучшие театры мира – такие, как Ла Скала и Венская опера – соперничали друг с другом за право его пригласить, их не пугали баснословные гонорары, которые требовал танцовщик. Он исполнил практически все ведущие мужские роли классического балетного репертуара, а в 1970-е годы обратился к современной хореографии с её угловатыми, резкими движениями. Большой успех имели его выступления с ансамблем , а на спектакле «Люцифер» с его участием на Бродвее присутствовали многие знаменитости.

Танцовщик выступал и в качестве балетмейстера. Среди созданных им спектаклей – и новые редакции классических балетов, и оригинальные постановки.

Рудольф Нуриев снялся в нескольких фильмах, и речь идёт не только об экранизации балетов (хотя были и они – «Юноша и смерть», « »). В фильме «Валентино», повествующем об известном актёре немого кино, он исполнил заглавную роль, а в кинокартине «На виду» сыграл борца с террористической организацией.

С 45-летнего возраста здоровье танцовщика постепенно ухудшалось – он был болен СПИДом. Несмотря на это, он открыл в себе новый талант, освоив искусство дирижирования. Его дирижёрский дебют состоялся в 1990 году в Вене.

Артист мечтал вновь побывать на родине – увидеться с матерью, вновь побывать в Театре им. Кирова – но такую возможность он получил лишь в 1988 году. Тогда артисту было дано разрешение ненадолго прибыть в Уфу, где находилась при смерти его мать, а последний танцовщик приезжает в 1990 году. Несмотря на прогрессирующую болезнь, преодолевая физическое страдание, Нуриев на сцене Мариинского театра в балете « ». Нелегко дались исполнителю эти последние гастроли на родине, он даже чувствовал разочарование – но после этого выступления российской публике стали демонстрироваться фильмы с участием Нуриева, находившиеся прежде под запретом.

Последний раз Рудольф Нуриев выступил на балетной сцене в 1992 году в Будапеште, исполнив роль в балете «Кристофоро». В том же году в Парижской опере состоялась премьера « » в его постановке, и тогда же ему был вручён орден Почетного легиона.

Рудольф Нуриев ушёл из жизни в 1993 году.

Музыкальные Сезоны


Порой любовь приобретает весьма неожиданные формы и может в корне изменить жизнь людей, в сердца которых попали стрелы Амура. Именно так случилось и с артистами балета, которых связывало не только творчество, но и страстные чувства. Гении танца, они брали от жизни, что хотели: удовольствия, деньги, славу и преклонение. Но с личным счастьем всё обстояло гораздо сложнее...

Рудольф Нуреев – великий артист балета


Жизнь гениального танцора Рудольфа Нуреева не всегда была безоблачной. В детстве ему пришлось познать настоящую нищету, которая, впрочем, заставила добиваться безбедного существования с чрезвычайным упорством. Но к достойной жизни путь был весьма нелегким. Хотя балетом Нуреев занимался с самого детства, профессиональную технику он начал осваивать довольно поздно.


Современники утверждали, что когда Рудольф осваивал различные движения в училище Вагановой, было видно, что у парня присутствуют значительные проблемы с техникой. Причем видел это и сам Нуреев, и это выводило его из себя. Он не стеснялся проявлять свою ярость прилюдно и часто во время репетиций убегал из зала со слезами на глазах.


Но когда все уходили, он возвращался и настойчиво отрабатывал различные па в одиночестве до тех пор, пока не добивался совершенства. Так формировался танцор, о котором великая Плисецкая позже скажет: "До Нуреева танцевали по-другому". Ведь мужчины традиционно играли балете второстепенную роль, подчеркивая значимость и профессионализм представительниц прекрасного пола. Но танец Нуреева был настолько ярким, что на него просто невозможно было не обращать внимания.

Эрик Брун – гений балетного искусства


Эрик Брун - прямая противоположность Нурееву. Сдержанный и хладнокровный датчанин обладал удивительной техникой, харизмой и мгновенно завоевывал расположение аудитории. В 1949 году он был принят в трупу Американского театра балета, и каждое его выступление было настоящей сенсацией. Высокий и аристократичный блондин, напоминавший внешне греческого бога, с высоким лбом, правильным, резко очерченным профилем, тонкими чертами лица, и грустными серо-голубыми глазами, он был сама утонченность. Он притягивал взоры едва ли не всех женщин… У Эрика Бруна была невеста, знаменитая красавица-балерина Мария Толчиф. Но знала бы она, что его сердце будет отдано не ей.

Заочное знакомство


Когда в 1960 году Бруно гастролировал в СССР, Нурееву не удалось попасть на его выступления. Но восхищенные отзывы знакомых в адрес датчанина настолько поразили Рудольфа, что он даже разыскал несколько любительских записей этого иностранного танцора. Нуреев искренне восхищался изяществом танца великого Эрика и сказал тогда о Бруно: «Такой холодный, что обжигает».

Встреча


По иронии судьбы двух гениев балета свела Мария Толчифф. Её связывали нежные чувства с Эриком, а после разрыва она влюбилась без памяти в Рудольфа. Именно она в 1961 году попросила Нуреева сопровождать ее к Бруно, с которым она исполняла партию в балетной постановке в Копенгагене. Во время поездки она позвонила Эрику и беззаботно сказала: «Здесь есть некто, кому очень хочется с тобой познакомиться!». Именно тогда будущие любовники услышат голос друг друга, а сама Толчифф потеряет сразу обоих своих ухажёров.


Первая из встреча состоялась в отеле "Англетер", и Бруно почувствует симпатию к красавцу-татарину, одетому с некой небрежной элегантностью. Нуреев плохо знал английский, поэтому ему трудно было поддерживать разговор при встрече, а Толчифф и Эрик, пытаясь скрыть смущение и неловкость ситуации, тоже к общению не стремились.


После этой встречи они периодически встречались на репетициях, и уже тогда Рудольф всё больше привязывался к Эрику, который на сцене покорял невероятной грацией и изяществом, да и к тому же был красив, как античный бог.

Развитие отношений


Привязанность Нуреева к Бруно была взаимной. Эрик ловил себя на мысли, что ему хочется проводить с Рудиком все больше времени, и в один из таких дней танцоры решили пообедать наедине, без Марии Толчифф. Это приводит балерину в ярость, она закатывает настоящую истерику. За отношениями любовного треугольника наблюдает вся труппа. Но Толчифф не удается погасить пламя, вспыхнувшее между двумя её партнёрами.


Они были прямыми противоположностями. Нуреев - страстный, неистовый татарин, почти дикарь, а Брун - спокойный, рассудительный скандинав. Брун был сама утонченность. Сдержанный, уравновешенный. Высокий блондин с голубыми глазами. И при этом не представляли жизни друг без друга.


Страсти просто кипели! Рудольф, когда ему казалось, что в их отношениях что-то не так, орал, топал ногами и разбрасывал вещи по квартире, а испуганный Эрик убегал из дому. Нуреев бросался за ним вслед и умолял вернуться. «Наша встреча была подобна столкновению и взрыву двух комет», - возвышенно комментировал эти кухонные разборки Эрик.


Однажды у Руди спросили, не боится ли он разоблачения? В ответ он рассмеялся и пообещал прокричать на весь мир, что любит Эрика: "А чего мне бояться? Они узнают, что я гей, и перестанут ходить на мои спектакли? Нет. Нижинский, Лифарь, да сам Дягилев. И Чайковский… Что женщины станут меньше меня хотеть? Было бы неплохо... Но, боюсь, их не остановит даже утверждение, что я гермафродит, скорее только подстегнет любопытство."


Еще Нуреев постоянно изменял своему любимому. Эрику такая распущенность была не по нраву. Он ревновал, страдал и периодически собирал манатки. Нуреев умолял остаться, клялся, что любит только его, божился, что больше это не повторится... Он говорил несчастному Эрику все то, что обычно в таких случаях говорят гулящие мужчины своим несчастным женам. У Нуреева были романы с легендарным солистом группы "Qween" Фредди Меркьюри, с Элтоном Джоном; и по слухам даже с незабываемым Жаном Маре.


Но был и ещё один момент, который не давал Эрику покоя, возможно, даже больше, чем постоянные измены партнёра - что его, талантливого танцора, во многом даже более талантливого, чем Нуреев, полностью затмевала безумная популярность любовника. На Западе образ Нуреева, бежавшего из СССР, был настолько раскручен, что никто другой с ним просто не мог тягаться. «Ему достаточно было пошевелить пальцем ноги, чтобы заставить сердца биться, как тамтамы», - писал один из критиков. Этот истерический интерес убеждал Бруна в том, что сам он навсегда останется незамеченным.

Прощание


Устав от татарского ига, Эрик бежал на край света - в Австралию. Нуреев звонил любимому каждый день и удивлялся, почему это Эрик грубит ему по телефону. «Может быть, стоит звонить один или два раза в неделю? - советовали знакомые Рудольфа. - Возможно, Эрик хочет побыть один». Но Рудольф так не считал.


Но летел он зря, их отношения так и не наладились. «Я не могу быть с ним рядом, мы губим друг друга», - жаловался Брун друзьям. Нуреев же на каждом углу заявлял, что готов остаться в Эриком на всю жизнь. На что Эрик парировал: «- взрывы, коллизии, - это не могло продолжаться долго. Если Рудольф хотел, чтобы все было иначе, что ж, мне очень жаль». Так неоригинально - «мне очень жаль»- и закончился этот бурный любовный роман.

В 1986 году, когда стало известно о тяжёлой болезни Бруна, Нуреев бросил все дела и полетел к нему. Они проговорили до поздней ночи, а утром, когда Нуреев пришёл к нему, он уже не мог разговаривать и только следил за Рудольфом глазами. А марте Брун умер, по официальной версии от рака, но злые языки утверждали, что от СПИДа. Рудольф не оправился от этого удара до конца дней. Фотография Эрика всегда стояла у него на столе. Он пережил своего любовника и кумира на 12 лет.

История любви ещё одной пары, неразрывно связанной с балетом, - не кажется банальной - он дарил ей не только своё любовь, но и балеты вместо букетов, а она воплощала подаренные им образы на сцене.

    Нуреев, Рудольф Хаметович - Рудольф Нуреев. НУРЕЕВ Рудольф Хаметович (1938 – 93), артист балета, балетмейстер, дирижер. В 1958 – 61 в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова. Партии: Альберт – “Жизель” А. Адана; Базиль – “Дон Кихот” Л. Минкуса и др. С 1961 жил … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    НУРЕЕВ Рудольф Хаметович - (1938 93) артист балета, балетмейстер, дирижер. В 1958 61 в Ленинградском театре оперы и балета им. С. М. Кирова. Партии: Альберт (Жизель А. Адана), Базиль (Дон Кихот Л. Минкуса) и др. С 1961 жил за рубежом, выступал в Королевском балете… … Большой Энциклопедический словарь

    Нуреев Рудольф Хаметович - (1938 1993), артист балета, балетмейстер, дирижёр. В 1958 61 в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Партии: Альберт («Жизель» А. Адана), Базиль («Дон Кихот» Л. Минкуса), Фрондосо («Лауренсия» А. А. Крейна) и др. С 1961 жил за рубежом,… … Энциклопедический словарь

    Нуреев Рудольф Хаметович - (1938 93) артист балета, балетмейстер. Начал обучаться танцу в коллективах самодеятельности Уфы, там же стал выступать на проф. сцене. В 1955 58 обучался в Ленингр. хореогр. уч ще, к рое окончил по кл. А. Пушкина. В 1958 61 артист т ра им. Кирова … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Нуреев Рудольф Хаметович

    НУРЕЕВ Рудольф Хаметович - (1938 1993), также Нуриев, танцовщик премьер (premier danseur). Родился 17 марта 1938 близ Иркутска (в поезде). После Второй мировой войны его семья поселилась в Уфе. Здесь Нуреев посещал танцевальный кружок при доме пионеров. Был принят в… … Энциклопедия Кольера

    Рудольф Хаметович Нуреев - Рудольф Нуриев Рудольф Нуриев Танцор балета Дата рождения: 17 марта 1938 … Википедия

Рудольф Нуриев знаменит не только как великий танцор балета. В легенды и фото газетных хроник вошли также его загулы и половые связи с мужчинами. Гениальный артист обладал ужасным характером. Он буквально состоял из противоречий, посеянных в душе еще в раннем детстве, когда мальчик рос без отца, а часто и без еды.

Мать будущего артиста Фарида Нуриева родила мальчика 17 марта 1938 в вагоне поезда. Отец Хамет был военным политруком и часто переезжал с семьей. Так и случилось, что беременной жене с тремя детьми пришлось ехать во Владивосток на 9-м месяце. Когда мальчику исполнилось полтора года, небогатая семья вновь отправилась в путешествие. Новым назначением отца семейства стала Москва.

Хамету выделили дом в столице и дела у Нуриевых начали налаживаться. Но после начала Великой Отечественной войны мужчину призвали в первой волне армейского сбора. А вскоре Фариде с детьми пришлось эвакуироваться через Челябинск в село под Уфой.

Маленький Рудольф хорошо запомнил военные годы. Тьма, страх и голод навсегда оставили след в его душе. Но малыш нашел способ выплескивать свои эмоции. Увидев однажды балет «Журавлиная песнь» детсадовец сразу потребовал у мамы отправить его на танцы. Фарида с радостью согласилась с желанием сына, тем более, что учителя и первая публика признали невероятный талант маленького артиста.

Хамет смог выжить на войне и вернуться к семье. Но он навсегда остался чужим для своего младшего сына. Пропасть усугубилась также нежеланием мужчины признавать выбор потомка посвятить свою жизнь балету.

Первые овации

В 1948 Рудольф Нуриев вопреки воле отца отправился в Дворец Пионеров, чтобы обучаться балету. Его учительница Анна Удальцова была поражена талантом мальчика и посоветовала ему после окончания школы ехать в Ленинград. Но молодой человек завершив обучение решил использовать другую возможность.

В 1955 в столице проходил конкурс, куда отправилась балетная труппа Нуриева. Что знаменательно, была запланирована постановка «Журавлиной песни», но солист заболел.

Молодой танцор за краткий срок выучил партию и покорил зрителей Москвы, желая отправиться в местную хореографическую студию. Но бедному студенту не могли предоставить общежитие. Поэтому он отправился в Ленинград, где и закончил училище.

После первого золота на конкурсе в Москве, Рудольф Нуриев продолжил покорять публику в родном Ленинграде, периодически гастролируя по городам необъятной Родины. Вскоре слава балетного танцора вышла за пределы Советского союза.

Жизнь за границей

Биография Рудольфа Нуриева тесно связана с балетом. Но особой привязанности к советскому союзу татарин не чувствовал. Когда в 1961 году артист с труппой Мариинского театра отправился в Париж, он почувствовал новый для себя запах свободы.

Рудольф никогда не отличался покладистым характером. Несмотря на любовь публики, близкие знакомые считали танцора отвратительным и несдержанным человеком с огромным самомнением.

Также ходили упорные слухи, что звезда балета принадлежит к лицам нетрадиционной ориентации. Но только по приезду в Париж они подтвердились.

Попав в Европу, Рудольф Нуриев начал кутить так, что вводил в шоковое состояние даже признанных повес. Возможно, именно поэтому танцору запретили продолжать турне и ехать в Лондон. Но друзья солиста балета помогли ему избежать экстрадиции и остаться во Франции на постоянной основе.

Рудольф Нуриев на съемках фильма «Валентино»

Мужчины танцора

Личная жизнь легенды балета так и не привела к появлению семьи и детей. Рудольф Нуриев длительное время встречался со знаменитыми мужчинами своего времени: Фредди Меркьюри, Миком Джагером, Элтоном Джоном и другими. Но длительные отношения в жизни танцора были только одни.

Избранником артиста стал Эрик Брун. Нуриев влюбился в коллегу по цеху, лишь единожды увидев его выступление по телевизору.

Он смог добиться встречи с европейской знаменитостью и даже попал к нему в класс. Хоть Эрик был спокойной и холодной противоположностью Рудольфа, плодотворный творческий и романтический союз продлился 25 лет.

Несмотря на многочисленные измены с обеих сторон и регулярные ссоры, мужчины оставались вместе до конца. Смерть Эрика Бруна стала серьезным ударом для Нуриева. После трагической любви известны только 2 других избранника артиста: Роберт Треси и Уоллес Поттс.

Единственной женщиной которая была близка Рудольфу Нуриеву является Марго Фонтейн. Парижская прима была парой артиста на сцене 15 лет.

После того, как она смертельно заболела, эгоцентричный танцор проявил невиданное участие. Он регулярно дежурил у ее постели и оплачивал больничные счета подруги до самой смерти.

Сам Рудольф скончался 6 января 1993 года. Здоровье Нуриева длительное время подтачивало заболевание, малоизвестное на тот период – СПИД. Танцор редко посещал врачей и не желал обследоваться. Вскоре его организм потерял всякую возможность сопротивляться болезням. На момент смерти легенде балета было 54 года.

Биография Рудольфа Нуриева

Артист балета, знаменитый балетмейстер таких стран как Франция, Британия, СССР.

Детство

Рождение Рудольфа произошло неожиданно для его родителей, в одном из вагонов поезда, следовавшего во Владивосток, произошло это событие 17 марта 1938 года. По отцовской линии имеет татарские корни, его отец и дед были родом из Уфимской губернии. Его отец, Хамит Нуреев в 1925 году попадает в ряды Красной Армии. В 1941 году попадает на фронт в ряды артиллерии. Прошел все годы войны, участвовал в обороне Москвы, дошел в наступлении до Берлина.

Мама его была родом из Казанской губернии, ныне Республика Татарстан. Семья имела мусульманскую веру, а предки Рудольфа были башкиры и татары.

Совсем скоро после рождения ребенка отец получил назначение и был переведен в Москву. А в 1941 году мама с маленьким Рудольфом были эвакуированы в Башкирскую АССР. В семье еще воспитывались три старшие сестры, их звали Роза, Розидия и Лида.

С детства мальчика привлекал балет, он мечтал о большой сцене, но начал он свой путь с обучения азам балетного искусства в Уфе, в детском ансамбле фольклора. Там же, в Уфе находилась в ссылке балерина Анна Удальцова из Петербурга, она и начала преподавать детям искусство балета.

В 1955 году в возрасте 17 лет молодого человека приняли хореографическое училище в Ленинграде. Жить, юноша вынужден был у своего наставника и учителя, поскольку в общежитии он терпел насмешки со стороны сверстников, которые считали его невеждой и деревенщиной.



Рудольф и его мама - Фарида Нуреева (Аглиуллова)


Маленький Нуриев с тремя старшими сестрами


Начало творческого пути

В 1958 году окончил занятия в училище и благодаря содействию балерины Наталии Дудинской остался работать в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова. Дебютным его выступлением стал балет «Лауренсия», где молодой балетмейстер исполнял партии Фрондосо.

Талант молодого человека рассмотрели быстро, и принял участие во Всемирном фестивале студентов и молодежи, который проходил в Вене. Там же был награжден Золотой медалью за блестящее выступление.

Всего прошло три года его работы в труппе, а он уже стал важным членом коллектива и на него возлагались большие надежды.

Молодой человек получил возможность ездить на гастроли с театром за пределы СССР. Это были такие страны как Болгария, Египет, Германия, Франция. В одной из поездок во Францию и выступлении в Парижской опере Нуреева посетили сотрудники КГБ, ему было предписано нарушение правил нахождения за границей. Они требовали снять его со всех дальнейших выступления и отправить назад на родину. Его сняли с дальнейших выступлений в Лондоне.

Но Нуреев принял решение не возвращаться больше в СССР. За что его заочно осудили за измену родины и вынесли вердикт – 7 лет заключения, однако заочного, поскольку он остался заграницей, но если бы вернулся, то мог бы рассчитывать на годы тюремного заключения. Он один из первых артистов СССР не вернулся на родину с гастролей. Однако в 1985 году ему позволили на три дня прибыть в СССР, чтобы присутствовать на похоронах своей матери.



Великий артист балета - Рудольф Нуриев

Работа в Париже

Самые первые выступления балетмейстера на Западе проходили в Театре Елисейских Полей. Балет «Спящая красавица» с партией Голубой птицы принесли Нурееву невероятный, просто ошеломляющий успех. А на закрытии сезона труппы Нуреев уже танцевал главную партию с такими примами балета как Лиан Дейде, Нина Вырубова, Розелла Хайтауэр. Однако, несмотря на большой успех, правительство Франции отказало Нурееву в политическом убежище и статусе политического беженца. После этого Нуреев принимает решение о переезде в Данию. Там он продолжает свою блестящую танцевальную деятельность в Копенгагене в Королевском балете.

В 1961 году произошло его дебютное выступление в Лондоне, вместе с Розеллой Хайтауэр он танцевал в «Лебедином озере». Больше 15 лет балетмейстер блистал в Королевском театре Лондона. Его партнершами в балете были такие знаменитые балерины как Карла Фраччи, Марго Фонтейн, Иветт Шовире.

Позже Нуреев стал премьером в Венской опере, благодаря чему удалось получить гражданство Австрии. С гастролями он ездил по всему миру. В год удавалось дать до 200 выступлений. В 1975 году он увеличил эту цифру до 300. Практически каждый день у него было выступление. А еще нужно было репетировать. Кроме балета Нуриев начал сниматься на телевидении и в кино.

С 1983 году заступил на должность директора балетной группы в парижской Гранд-опере. Прослужил на должность 6 лет, успев поставить за это время несколько спектаклей.

Также он способствовал продвижению молодых, но талантливых артистов.


Личная жизнь

Семьи у великого балетмейстера не было. А его репутация была не традиционной. Он являлся гомосексуалистом, не стеснявшимся об этом открыто заявлять.

Однако поговаривали, что в юности у него были отношения с девушками.

Также по некоторым слухам, считается, что у Рудольфа были романтические отношения с партнершей по балету – Марго Фонтейн. Балерина была старше его на 15 лет. Но другие танцовщики говорят, что связь эта была исключительно духовной. Когда Марго умирала от рака, Рудольф оплачивал все ее счета и размышлял, что если бы их отношения сложились, то жизнь могла бы пройти по-другому.

В разное время у него были отношения с известными мужчинами, это Элтон Джон, знаменитый модельер Ив Сен-Лоран, певец Фредди Меркьюри. Но самым главным его увлечение на протяжении 25 лет оставался танцовщик из Дании Эрик Брун. Отношения их было сложно назвать простыми, но они сохранялись до смерти Эрика.




Смерть

В 1983 году балетмейстер узнал о том, что он инфицирован вирусом иммунодефицита. На протяжении 10 лет болезнь прогрессировала и переросла в СПИД, от которого нет излечения до сих пор. В 1993 году Рудольф умер в пригороде Парижа. А похоронили его на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Могила стоит, накрыта цветным персидским ковром.

Так получилось, что великий танцовщик был лишен русского гражданства. Но на его родине у него остались поклонники. В его честь названы улицы и хореографический колледж в Уфе. В его честь открыт там же музей и каждый год в Казани проводится фестиваль балета его имени.