Алиса Фрейндлих: Бросить курить не хватает силы воли. Алиса Фрейндлих: «Единственная моя ошибка: три четверти жизни я думала, что все еще впереди Наградили всех

– Алиса Бруновна, говорят, что, несмотря на «театральную семью», в детстве вы хотели стать балериной?

– Да… Была у меня такая мечта. Когда в Таллине, где мы тогда жили, открылся первый в истории города Дом пионеров, я тут же пошла и записалась во все кружки сразу. И в первую очередь в балетный. Руководительница Александра Федоровна Чернова, бывшая балерина, мне говорила: «Тебе надо в балет идти». Но когда мы вернулись в Ленинград в 1949 году, мне было уже четырнадцать – для балета поздно.

– И вы решили пойти по стопам знаменитого папы – актера Александринского театра Бруно Артуровича Фрейндлиха?

– Это влияние атмосферы в доме вообще. Бабушка замечательно пела, играла на скрипке. Старшая сестра папы окончила консерваторию и вышла замуж за певца Ираклия Сулханишвили. Мы жили все вместе. Можете себе представить, сколько музыки звучало в доме! И первым спектаклем, который я увидела, была опера «Евгений Онегин» – дипломный спектакль моей тетки. Когда в 1949 году мы с мамой вернулись в Ленинград, я стала снова учиться в своей школе. И там организовался драматический кружок. Это было настоящее пиршество духа! Мы сами ставили спектакли, рисовали и клеили декорации, сооружали костюмы. Руководила драмкружком Мария Александровна Призван-Соколова, актриса БДТ, которую я считаю своей творческой матерью – она мне преподала первые и настоящие уроки театра. У меня был хороший голос, и, что вполне естественно, все родственники советовали мне поступать в консерваторию. А у меня не было даже начального музыкального образования. И когда я сказала папе, что все хотят, чтобы я поступила в консерваторию, он ответил: «Допускаю, но если ты туда пойдешь, то в опере тебе ничего интересного не светит, потому что ты маленькая, а опера требует фактуру. Другое дело, если ты будешь камерной певицей, то реализуешь и свои драматические способности. Но если пойдешь в театральный институт, то на сцене сможешь все – и играть, и петь, и танцевать». Что, кстати говоря, потом мне мой педагог Борис Вольфович Зон и написал в напутствии. Он нам всем подарил свои фотографии с пожеланиями. При этом папа не помогал в моем желании пойти в театральный институт именно потому, что меня не знал (мы с мамой уже давно жили отдельно). Он ведь был человек совестливый. Помню, Мария Александровна говорила ему: «Может, вы замолвите словечко? Девочка мелкая такая, маленькая, худенькая, могут и не заметить. Все-таки первое впечатление – это какая-то фактура, выразительная и яркая внешность. Ведь не заметят, и будет беда». А папа ответил: «Как я могу сказать, Мария Александровна, если никогда ее на сцене не видел и не знаю? Я могу вам верить на слово, но этого недостаточно, чтобы поручиться». И только муж Марии Александровны, Павел Карлович Вейсбрем, который курировал наш кружок, написал в приемную комиссию записочку: «Обратите внимание на эту девочку». Вот и весь текст. И началось самое замечательное время – учеба в институте.

– После института вас распределили в Театр имени Комиссаржевской, где вы познакомились с Игорем Владимировым, к которому потом ушли в Театр имени Ленсовета?

– Надо сказать, до этого я много играла в театре, в основном девчонок, мальчишек, девушек молоденьких. Но однажды в Театр Комиссаржевской пришел красавец Игорь Петрович Владимиров, его пригласили поставить два спектакля: «Время любить» и «Случайные встречи». Он первый поверил в то, что я могу сыграть лирическую героиню. В общем, я влюбилась в Игоря Петровича. Потом, когда его назначили главным режиссером Театра имени Ленсовета, он меня туда пригласил. Это было в 1960 году. А у меня тогда как раз обнаружили туберкулез. Слава Богу, это оказалась не открытая форма, и на полгода меня отправили лечиться в санаторий – четыре месяца я провела под Питером, в Сосновом бору, два месяца – в Крыму. Естественно, что за время лечения я «выпала» из репертуара. Вспомнив о приглашении Владимирова, пришла в Театр имени Ленсовета. И двадцать два года мы с ним проработали вместе. Восемнадцать лет из этих двадцати двух и прожили вместе.

– Это было непросто?

– Непросто было потом. А тогда… Игорь Петрович был старше меня на шестнадцать лет, и я стала его третьей женой. Когда мы встретились, я была абсолютно белым листом во всех житейских отношениях. Как актриса-то уже сформирована, много играла, будь я незаметным пятнышком, он меня не позвал бы в театр. Он был большой умница, с потрясающим чувством юмора. Мне было интересно – я жадно, как губка, впитывала все, что он знал, умел, мог, чем был богат. И я не боялась выходить за него замуж, потому что мне все в нем было интересно, мне было чему у него поучиться.

Лучшие дня

– Всегда вместе – дома и на работе… Это не создавало проблем?

– Знаете, поначалу – нет. Мы оба были так заражены и поглощены театром, в котором вместе работали, что проводили в нем большую часть времени, практически двадцать четыре часа в сутки, и дома разговоры о театре продолжались. Но, как ни странно, мы не уставали друг от друга. Игорь Петрович «строил» театр, собирал труппу, мы оба были одержимы идеей нового театра – он стал нашим общим «ребенком», которого мы вместе пеленали, нянчили, кормили, поили и так далее. Скучно не было. И в это время даже если и случались какие-то грешки со стороны Игоря Петровича, я их просто не замечала. Хотя, что скрывать, он был женолюб. Но тогда нас обоих полностью захватил театр. Игорь Петрович отказывался от очень многих съемок, а его звали в кино. Но он не хотел надолго уезжать, потому что театр в то время был для него всем. И только когда «Ленсовет» о себе заявил, уже в семидесятые годы, и заявил основательно, потому что были очень хорошие спектакли, и труппа состояла из людей «одной группы крови», только тогда Игорь Петрович позволил себе сняться в нескольких картинах. Он и меня не пускал, именно потому, что я была очень и очень плотно занята в репертуаре. Он ревновал к кино. Но ведь и сам отказывался от каких-то вещей именно во имя того, чтобы создать театр...

– После развода вы еще пять лет работали вместе…

– С Игорем Петровичем мы расстались, потому что он был большой любитель женщин. Да, я его не ревновала до поры до времени, потому что он вел себя очень осторожно. А потом стал сильно выпивать, был у него такой жуткий период. Вы знаете, пьяный человек немножко «сорит» за собой, и все его грехи стали видны. Как только наступил такой период, мне это показалось уже не очень симпатичным, и я стала себя чувствовать более свободной. И тоже пустилась во все тяжкие. Не в прямом, конечно же, смысле, но у меня тоже появились какие-то романы. И у Игоря Петровича, и у меня. Он дал мне, правда, сто очков вперед... Я пыталась его образумить в смысле выпивки. Просила прекратить это дело, потому что театр стал погибать. Но он считал, что ничего особенного не делает: он же не алкоголик, не пьяница. Короче, это стало большой бедой.

В Алису Фрейндлих я влюбился, как и все население нашей страны, после просмотра в кинопрокате "Служебного романа".


Я почти ежедневно смотрел "Старомодную комедию". Я наслаждался всем - фразами, взглядами, жестами, я упивался огромным диапазоном их интонаций, тембрами их голосов - я буквально впитывал в себя этот фильм, я погружался в него, я просто вошел с ним в резонанс! Я видел эту любовь - не любовь гражданки Жербер и Родиона Николаевича, я видел любовь Алисы Фрейндлих и Игоря Владимирова. Как он смотрел на нее!!! Так мужчина может смотреть только в состоянии страсти, причем, страсти уже успокоившейся, стабильной, которая и есть, собственно, то, что называется любовью. Это была гордость и восхищение мужа своей женой, гордость и восхищение главного режиссера театра своей примой, гордость и восхищение учителя своей ученицей.
Она смотрела на него иначе, словно говорила - вот я какая, я так тебя люблю, а ты любишь меня? И в ответ он купал ее в своих глазах... Помните, как любили говорить Саша Цекало и Лолита Милявская - искупайте нас в овациях - вот так они купались во взглядах друг друга. Если в "Служебном романе" Алисе Бруновне пришлось пленить постороннего мужчину, то в "Старомодной комедии" ей нужно было снова и снова пленять собственного мужа - а это гораздо сложнее! С другой стороны, он с первых же кадров этой картины сам был влюблен в нее, что называется, "по уши" и не скрывал этого... Иногда, правда, его взгляд куда-то ненадолго "уходил", было видно, что он где-то далеко, не на сценической площадке и думает о чем-то своем, но когда "возвращался", было заметно, что он хочет оттенить своим фоном и преподнести зрителю свою любимую женщину... Он даже почти не играл эту роль, он был слишком органичен для нее, он был просто спарринг-партнером, мужчиной, любящим свою жену. Думаю, что время работы над этой кинолентой было одним из самых лучших периодов их жизни.
Ни в одном фильме, ни в одном спектакле я больше не видел такой любви во взглядах! Как мне жаль, что они расстались!
Я буквально заболел после этого, более того, я начал курить! Глядя, как она аппетитно затягивалась сигаретами, я не мог удержаться от того, чтобы не повторить это затягивание...


Такого со мной тоже никогда не было. Одно время высокие чины в целях борьбы с курением вырезали из фильмов кадры с курящими героями. Я всегда удивлялся - ну, разве можно самому начать курить, если герой в кино курит? Чье-либо курение, тем более экранного киногероя, никогда не являлось для меня стимулом, но после финальных сигарет Алисы Фрейндлих в "Старомодной комедии" я таки закурил...


Помните знаменитую фразу секретарши Верочки в "Служебном романе"? - "Можно и зайца научить курить!" - вот я и оказался тем самым "зайцем" - Алиса Фрейндлих научила меня курить...

- Алиса Бруновна, говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь. Как отметили праздник?

Отлично! Семейно. Люблю живую елку, чей аромат создает невероятную атмосферу. В прошлом году внук Никита принес мне датскую сосну. Она не пахнет и даже не осыпается - сразу ломается ветвями. Не знаю, чем она его прельстила, может, ценой. (Смеется.) Думал: если дорого, значит, хорошо… Еще одно ни с чем не сравнимое удовольствие - доставать с антресолей игрушки, живущие в большой шляпной коробке, принадлежавшей еще моей бабушке. Откроешь ее, и перед тобой развернется целая череда многочисленных новогодних елок, которые были в моей жизни. Вот большие, роскошные, блестящие и чуть самодовольные пузатые шары - признаки современности. Рядом простенькие, незатейливые зайчики из ваты, лыжница, канарейка в клетке. Их осталось совсем мало - война, блокада, переезды… Однажды в детстве я очутилась на елке в ТЮЗе. Как положено, все пели песни, читали стихи, а в награду получали подарок. Я тоже что-то прочитала. «Проси что хочешь»!» - предложили мне. И я указала на небольшой ярко-красный блестящий шарик, висевший на самой макушке. И что вы думаете? Принесли стремянку и сняли! Долгое время эта игрушка украшала все мои праздники, пока пять лет назад кот не своротил елку, охотясь за шарами и дождиком. Разбилось много шариков, да и Бог с ними, а вот этот жалко. Это была потеря.


- Для многих украшением новогоднего вечера остаются наши старые фильмы: «Ирония судьбы», «Служебный роман». Чувствуете себя классиком?

Ну, здравствуйте! Если во мне и осталось что-то живое, так это неуверенность в себе. Я всегда была пуглива и даже труслива. Берусь за роль - трушу, что не справлюсь, перед премьерой - трушу, что провалюсь.



С дочкой Варей, отцом Бруно Артуровичем и племянником Алексеем (конец 1970-х). Фото: Из личного архива Варвары Владимировой


- А такое случалось?

Это тема повторяющегося ночного кошмара, в котором я вижу со сцены, как зрители уходят и зал пустеет. Вот где ужас! Периодически снится, как я сижу в гримерной, совершенно раздетая, а мне говорят: «Ваш выход». Просыпаюсь в холодном поту… При этом в жизни ничего подобного не случалось. Несмотря на то что в школу и в институт я регулярно опаздывала, начав служить в театре, провела над собой работу. А вот провалы в моей жизни были. В свое время нужно было отыграть энное количество советских пьес. Надо сказать, тогда был целый букет замечательных драматургов. Но театров много, и пьесы расхватывают влет. Конечно, шедевров на всех не хватало. Отсюда случайные пьесы, невнятные роли, которые надо было сыграть, поскольку существовало такое понятие, как производственная дисциплина. Например, по своей воле я никогда бы не выбрала Дашу из «Хождения по мукам». Наверное, поэтому я и сыграла ее до обидного плохо.


- На экраны выходит картина «Карп отмороженный», в которой, кроме вас, сыграли Марина Неелова и Евгений Миронов, а спродюсировал фильм ваш внук…

Никита - молодец. Начал проект, не имея ни единого рубля. Заложил квартиру, насобирал у родственников и приступил к подготовке. Прежде всего упросил Галину Борисовну Волчек отодвинуть премьеру спектакля, в котором была задействована Марина. Надо было срочно схватить уходящую осеннюю натуру. А потом начались долгие поиски денег. Государство не захотело поддерживать фильм - неизвестный сценарист, молодой продюсер, сюжет тоже не из раздела криминальной хроники… Но Никита не отчаялся и нашел частного инвестора.


- Фильм получился?

Да, хотя я несвободна в суждениях. Но мне показалось, что на фоне стрелялок картина вышла не пустой, а славной и, главное, нужной. Простые человеческие отношения, очевидные истины - честность, порядочность, доброта - сейчас как никогда нуждаются в поддержке. Кроме того, в фильме прослеживается притча о блудном сыне. Недаром именно карп в восточной мифологии олицетворяет сына. Может, я слишком философски отношусь к картине, но эту интонацию слышу отчетливо… Хочу отметить работу Мариночки Нееловой. Роль стоила ей большого труда. Я-то через это прошла: в семьдесят лет сыграла девяностолетнюю старуху в фильме «На Верхней Масловке». А она у нас девушка красивая и очень моложавая, несмотря на подступивший возраст. Так что Марине было нелегко смириться со своим отражением в зеркале. Но она умница, смогла сделать над собой усилие, и в результате получилась трогательная пожилая женщина, сохранившая детскую непосредственность.


- Никита - молодец. Начал проект, не имея ни единого рубля. Заложил квартиру, насобирал у родственников и приступил к подготовке. Фото: Андрей Федечко

Мне тоже было интересно сыграть свою тетку. Во-первых, на моем пути мало встречалось настолько острохарактерных ролей. А во-вторых, забавно было работать на контрасте. В фильме Валерия Тодоровского «Большой» я сыграла элегантную, умную, талантливую героиню, а уже через полгода - ее противоположность. Это соседство сильно взбудоражило. Тем более в жизни я пронаблюдала несметное количество таких теток, обремененных огородом, внуком-бездельником, бесконечной борьбой с трудностями и желанием преодолеть свой неказистый быт.


- Вы сразу согласились на участие в картине?

Более того, я сама об этом попросила, воспользовавшись родственными отношениями. (Смеется.) Прочитала сценарий и сразу поняла: по большому счету эта роль должна принадлежать Нине Усатовой. Но ей она неинтересна, потому что за свою жизнь Ниночка сыграла множество таких женщин, а для меня это холодный душ. Так что я собралась с духом и сказала: «Если я не буду лишней в намеченном вами актерском ансамбле, я бы попробовала». Кстати говоря, роль была гораздо острее из-за обилия нецензурной лексики. При этом она используется не как словесный мусор, а по делу. Такая речь соответствует жизни моей героини. Увы, все было изъято из-за запретов, против которых не попрешь. Сказано: «Не курить», и все выбегают из ресторана - покурить в подворотне. Ведь выскочить из круга своей привычки по щелчку пальцев трудно… По крайней мере, у меня не получается, несмотря на предпринятые попытки. Потом поняла: зачем надрываться, измываться над организмом? Если вся жизнь прошла с сигаретой - к чему сейчас такие встряски?


- В жизни вы можете ввернуть крепкое словечко?

Могу. Не надо из мата делать страшилку, вычеркивать его из обихода. В конце концов, слово тоже наша история, как старинные монетки или черепки. Насколько я знаю, все это родилось во времена татарского ига, когда людям просто невозможно было по-другому выразить свою эмоцию. Точнее, погасить ее. Другое дело, что к этому надо относиться аккуратно, а не вставлять через каждое слово.



С дочерью Варей. Фото: Из личного архива Варвары Владимировой. Фото: Андрей Федечко


- Один из критиков назвал «Карпа» обращением к хорошему советскому кино.

Есть такое. Из советских фильмов, которых было несметное количество, мы запомнили только то крупное зерно, которое не проскочило сквозь сито времени, канув в небытие, а осталось лежать на поверхности. Именно оно стоит внимания и сегодня. Так что это необидная аналогия.


- В вашем советском прошлом было много встреч с людьми, которые повлияли на вашу судьбу?

Их можно пересчитать по пальцам. Прежде всего, это актриса БДТ Мария Александровна Призван-Соколова, руководившая школьным драмкружком. Она не просто влюбила меня в театр, она возбудила настоящую страсть и заставила серьезно к ней относиться. Хотя семья тоже этому способствовала. У меня был хороший голос, я обожала музыку. Родственники советовали мне поступать в консерваторию. На что мой папа заметил: «Ничего интересного тебе не светит: ты маленькая, а опера требует фактуру. Если ты будешь камерной певицей, реализуешь еще и драматические способности. Но если пойдешь в театральный институт, сможешь все - и играть, и петь, и танцевать». Кстати, много позже почти эти же слова написал в своем напутствии мой педагог Борис Вольфович Зон - еще один человек, повлиявший на мою жизнь. Папа не стал помогать мне реализовать мечту, хотя Мария Александровна просила его замолвить словечко: «Девочка мелкая, маленькая, худенькая, могут и не заметить. И будет беда». А папа ответил: «Как я могу, если никогда ее на сцене не видел? (Мы с папой виделись редко. У него была другая семья.) Я могу верить вам на слово, но этого недостаточно, чтобы поручиться». И только муж Марии Александровны, Павел Карлович Вейсбрем, который курировал наш кружок, написал в приемную комиссию записочку: «Обратите внимание на эту девочку». Так я оказалась в нашем театральном институте, который нынче загибается от отсутствия хороших педагогов. Потом мне посчастливилось работать с Игорем Петровичем Владимировым (с 1960 по 1999 год - художественный руководитель Театра им. Ленсовета. - Прим. «ТН»). Я уж оставляю за скобками тот факт, что мы взяли и влюбились друг в друга. Он развернул мою судьбу, благодаря ему меня заметили… Мы были не только супругами, мы являли собой крепкий творческий союз. Он, как и я, испытывал к музыке не просто слабость, он был ею болен. Именно по­этому ставил так много музыкальных спектаклей. Важность музыки сейчас понимают не многие режиссеры, а ведь именно она открывает и актерскую душу, и умножает зрительское восприятие. Но каждое время диктует свой театр… Так вот, о людях. После Владимирова больше поворотов не случалось. Разве что в кино… В театре я была уже известной актрисой, но меня упорно не снимали. Так, несколько эпизодов на «Ленфильме», даже имя в титрах не указали. Эльдар Рязанов, к примеру, не утвердил меня в «Гусарскую балладу». Сказал: «Слишком много женственности». Хотя в дипломе у меня написано «травести» и «острохарактерна»! Правда в том, что я была недурно сложена, но в остальном - неказиста и некрасива. Помню, впервые увидев себя на экране, подумала: «Какой кошмар!» Позже узнала, что операторы шарахались от меня, как от огня. «Сложно снимать лицо неправильной скульптуры», - такой вердикт они вынесли. Возра­зить нечего: курносый нос, тяжелый подбородок… Но отставим клинику в сторону… В конце концов Рязанов предложил мне роль-метаморфозу, роль-превращение, историю Золушки. С этого момента для меня открылась дверь в кинематограф. Помню, художник по костюмам никак не мог найти образ Калугиной. Во что ее одеть? Как должна выглядеть эта женщина? Тогда за дело взялись мы с Рязановым. После долгих поисков и центнеров перерытых вещей мы обнаружили весь этот кримпленовый ужас и башмаки со стучащими каблуками в костюмерной «Мосфильма».


С Мариной Нееловой в фильме «Карп отмороженный». Фото: Андрей Федечко


- Вы в жизни также долго мучаетесь выбором - что надеть?

Абсолютно верно. Отметаю все и беру самую посконь. Она помогает мне выглядеть незаметной.


- Это ложная скромность или кокетство?

Ну, без него я вряд ли бы трижды вышла замуж. (Смеется.)


- Если сейчас мы выйдем на улицу и попросим людей назвать фильмы, в которых вы играли, подавляющее большинство назовут картины «Служебный роман» и «Д’Артаньян и три мушкетера»…

Я бы не назвала Анну Австрийскую своей удачей. Думаю, только присутствие вокальных номеров спасло положение. Но подросткам нравится… Лично мне не стыдно за роль примадонны провинциального театра в фильме Константина Худякова «Успех». Особенно, на мой взгляд, удалась сцена в гримерной.


- Я думала, вы назовете «Сталкер» Тарковского…

Крошечная роль, но очень значительная. Как-то раз Анатолий Солоницын, с которым мы играли в Театре Ленсовета, сказал, что на сегодняшний спектакль придет Тарковский. Я не просто волновалась, я трепетала. После спектакля Толя принес мне записочку: «Госпожа Фрейндлих!» В этом обращении весь Тарковский! Он предложил мне небольшую роль в его новом фильме «Зеркало». Но встретились мы только на съемочной площадке «Сталкера». Знаете, что ошеломило меня? Декорации. Настоящие подтеки на стенах, настоящая паутина, гнилая вода в лужах. Тарковский был мастером создавать атмосферу… Он лично смотрел, как стоит стакан, как мелькает свет и дрожат флакончики на табуретке от проходящего за окном поезда. Когда снимали сцену пробуждения Сталкера, так долго все проверяли, что я просто уснула в постели, в которую нас положили. Вторая сцена - истерика - далась мне очень тяжело. Андрей добивался нужной ему эмоции с помощью многократных дублей. Под конец мне стало плохо, и жена Тарковского, которая была его ассистентом, потребовала, чтобы он остановил съемку. Меня просто унесли с площадки.



На свадьбе внучки Анны. Фото: instagram.com


- К сожалению, «Сталкер», как и другие фильмы Тарковского, прошел вторым экраном, картину мало кому удалось посмотреть. Но после «Служебного романа» предложения обрушились на вас лавиной?

Да, их было много. Но Владимиров неохотно отпускал на съемки. Пришлось бы уезжать на долгий срок, и это требовало пересмотра репертуара… Я перешла из «Ленсовета» в БДТ. Для этого был целый ряд причин, глупо выделять одну… С Георгием Товстоноговым мы понимали друг друга. Владимиров его ученик, так что этот переход радикально не изменил мою жизнь. С Георгием Александровичем я работала только в трех спектаклях: «Киноповесть с одним антрактом», «Этот пылкий влюбленный», «На дне». А потом его не стало… На наше сиротское поле пришел Темур Чхеидзе - замечательный режиссер, но я ему за двадцать лет понадобилась только трижды: «Коварство и любовь», «Макбет», «Дядюшкин сон». Причины такой занятости более чем объективные. В БДТ я пришла, когда мне было уже пятьдесят. Ушел целый букет ролей, которые я могла бы играть, но не успела. Начался их дефицит. Это обычная история, которая случалась со многими актрисами, чьими именами мы сегодня гордимся.


- Любовь Орлова в семьдесят лет играла молодуху.

Не думаю, что она была счастлива, а зритель отнесся к этому с восторгом. Нужно четко осознавать предел возможного. Знаете, я считаю, что мне уже поздно играть «Дядюшкин сон». Это Олег Басилашвили может себе позволить, он там в роли старика. А у меня по сюжету молодая дочь. Зрителю нетрудно сосчитать, сколько должно быть матушке, если дочери двадцать с небольшим… Правда, если люди в зале занимаются подсчетом, значит, дело плохо. (Смеется.)


- На самом деле вы великолепно выглядите! Как вам это удается?

Наверное, потому, что вместе с внуками я возвращалась в детство. Это сейчас они взрослые, а было время, когда мы вместе играли. Вообще природу не обмануть. Нельзя повернуть время вспять. Все ухищрения ни к чему: приходит момент, и елка начинает осыпаться. Три четверти жизни я думала, что все еще впереди. Сейчас досадую на себя. Именно досадую, не жалею. Жалеть бесполезно, разве что для гимнастики чувств… Есть вещи, о которых нужно было подумать раньше. Внуки выросли, для романов уже поздновато… Старушка, выходящая замуж, - это смешно. А иметь просто романтические отношения в этом возрасте еще смешнее. Поэтому буду работать.


- Если во мне и осталось что-то живое, так это неуверенность в себе. Всегда была пуглива и даже труслива. Фото: Андрей Федечко

Никита: Позвольте вставить реплику. Алиса Бруновна - системный человек. На протяжении всей жизни она встает и ложится в одно и то же время, утром совершает одни и те же процедуры, а после обеда обязательно спит полтора часа.

Алиса Бруновна: Это называется «дисциплина», которая тебе совершенно неведома.

Никита: Когда Господь распределял таланты, то все отдал тебе. А мы ходим обделенные. (Смеются.)


- Алиса Бруновна, у меня сложилось впечатление, что вы очень продвинутый человек.

У меня два телефона: один - убогий, другой еще более убогий. Дочь подарила мне айпад, с которым управляется даже ребенок. Но я не смогла его осилить. Вот уровень моих знаний. (Смеется.) На «ты» я только со стиральной и посудомоечной машинами.


- Зато вы можете дать внукам дельные советы.

Могу, но они не слушают. У них свои правила жизни. Ане и Никите неинтересно со мной обсуждать что-то, связанное с интернетом, потому что я в него так и не врубилась. И им неинтересно читать мои книги.


- Каково, по-вашему, главное женское предназначение?

Материнство. Оно предназначено судьбой, Богом и природой.

Алиса Бруновна Фрейндлих


Родилась:
8 декабря 1934 года в Ленинграде
Семья: дочь - Варвара, актриса; внуки - Анна и Никита
Образование : окончила Ленинградский театральный институт имени Островского
Карьера: ведущая актриса БДТ имени Товстоногова. Народная артистка СССР. Снялась более чем в 90 фильмах, среди которых: «Похождения зубного врача», «Соломенная шляпка», «Агония», «Жестокий романс», «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину»

8 декабря актрисе Алисе Фрейндлих исполнилось 80 лет. Алиса Бруновна - народная артистка СССР, исполнительница более 80 ролей в кино и театре, знаменитая Людмила Прокопьевна из «Служебного романа»

«Счастье - это любить. Хотя, если любовь не взаимна, это, конечно, трудно назвать счастьем, но внутри себя это все таки счастье, потому что гораздо благозвучнее, благотворнее, гораздо важнее любить, а не быть любимой. Быть любимой - хорошо, но любить - это всё таки внутри себя какое-то движение, движение твоего существа»
На фото: фестиваль «Золотая маска» Актриса Алиса Фрейндлих в моноспектакле «Оскар и Розовая дама» по пьесе Шмитта «Четырнадцать писем к Богу»


«Чем дольше человек хранит в себе детство, тем дольше сохраняется данное ему от природы дарование»
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде в семье актера немецкого происхождения Бруно Фрейндлиха. Актерские способности проявились у Фрейндлих рано - в три года она попала на спектакль с участием своей тети и ее мужа, после чего тайком от родителей стала играть в «театр», примеряя мамины платья и украшения. Незадолго до войны семья распалась, отец уехал в Ташкент, Алиса Фрейндлих осталась с матерью в Ленинграде


Вскоре немцев из города начали выселять. «Бабушка, тетушка, мои двоюродные братья и сестры - всем им пришлось уехать из Ленинграда. Папин брат с женой были арестованы - много позже мы узнали, что их расстреляли», - позже вспоминала актриса
На фото родители Алисы Фрейндлих


«Главное впечатление моего детства - война, блокада. Хорошо помню, как напряженно смотрела на часы: когда же стрелка наконец дойдет до нужного деления и можно будет съесть крохотную дольку от пайки хлеба? Такой жесткий режим устроила нам бабушка - и потому мы выжили. Да, блокадники были очень сосредоточены на себе, и эта созерцательность своего внутреннего состояния и дала нам возможность, во-первых - выжить, во-вторых - все, все запомнить. Может быть, когда-нибудь напишу об этом… Вместе с трудным, с очень страшным, в моих детских впечатлениях из тех дней осталось и острое ощущение того, что у нас, блокадников, была особая потребность в улыбке - видимо, в этом заключалась и какая-то психотерапия, какая-то даже физическая защита»
К трудностям блокады примешивалось и то, что Алиса Фрейндлих из-за фамилии и своих немецких корней чувствовала себя неуютно в обществе, где ненавидели немцев. После войны они с матерью уехали в Таллин, но вновь вернулись в Ленинград в 1948 году. В школе она познакомилась с преподавателем театрального искусства, артисткой Марией Призван-Соколовой - именно она стала обучать Фрейндлих азам актерской профессии. После окончания школы она поступила в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского
На фото спектакль по пьесе Ольги Берггольц «Рождены в Ленинграде» (1961)


За время учебы в институте Алиса Фрейндлих успела отличиться и зарекомендовать себя как острохарактерная актриса. В 1955 году она начинает сниматься в кино. В фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». Тогда же она впервые выходит замуж за своего однокурсника Владимира Карасева, но вскоре пара расходится. В 1957 году Фрейндлих поступает на работу в Ленинградский драматический театр имени В. Ф. Комиссаржевской. В конце 50-х годов театр возглавил Игорь Владимиров. Когда спустя несколько лет он ушел в Ленинградский академический театр имени Ленсовета, актриса тоже перешла туда. Именно там Фрейндлих познакомилась с режиссером Эльдаром Рязановым и даже пробовалась на роль в фильме «Гусарская баллада», но, по словам режиссера, была слишком женственной. Тем временем она преуспела в театре, а в начале 60-х снова вышла замуж - за художественного руководителя театра Игоря Владимирова. И хотя в театре актриса была востребована и играла почти во всех спектаклях (наиболее известным спектаклем тех лет стал спектаклю «Малыш и Карлсон», в котором актриса сыграла Малыша; сцена из спектакля на фото), в кино ее почти не приглашали


«Без ребенка я бы сейчас себя не уважала»
Но именно в этот период актриса снялась в комедии «Похождения зубного врача» (кадр из фильма на фото), где познакомилась в актером Андреем Мягковым. В последствии они вместе сыграют в одном из самых популярных советских фильмов «Служебный роман», а затем и в «Жестоком романсе». В 1967 году Эльдар Рязанов решил взять Фрейндлих на роль Алевтины в киноповести «Зигзаг удачи», однако этому помешала беременность актрисы - спустя год у Алисы Фрейндлих родилась дочка Варвара


В 1974 году в свой фильм Алису Фрейндлих пригласил Андрей Тарковский. Но съемки тогда так и не состоялись. Сорвалась и работа актрисы в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Тем не менее, в 1974 году выходят три фильма с участием актрисы: «Анна и Командор», «Соломенная шляпка», «Агония». Но настоящий успех к Алисе Фрейндлих пришел после исполнения роли Людмилы Калугиной - «Мымры» - в комедии Рязанова «Служебный роман» (кадр из фильма на фото). После премьеры актриса получала множество писем с благодарностью, была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран». Картину оценили и на государственном уровне - все ее создатели (кроме Алисы Фрейндлих) были удостоены Государственной премии СССР, на что актриса, по собственным словам, не обиделась, так как « настолько привыкла к каким-то ограничениям, которые были приняты в Совдепии, что мне было даже смешно»


По мнению критиков, лучшей работы Фрейндлих стала королева Анна в экранизации романа Александра Дюма «Три мушкетера». Как и в «Служебном романе», актриса не выступила и в роли певицы, записав несколько песен для фильма. Позже на экраны вышла картина «Старомодная комедия», а потом и долгожданная работа с Тарковским в «Сталкере», конечный монолог для которого был полной импровизацией актрисы
На фото: художник-модельер Вячеслав Зайцев и актриса Алиса Фрейндлих в гримерной перед спектаклем «Вишневый сад» в московском театре «Современник»


В 1981 году актрисе присвоили звание «Народной артистки СССР». В этом же году она рассталась со своим мужем Игорем Владимировым, по словам актрисы, из-за его пристрастия к алкоголю и другим женщинам. По другим данным, Владимиров подал на развод после того, как прочитал статью в газете с названием «Театр одной актрисы». Спустя два года Фрейндлих покинула труппу Театра имени Ленсовета и перешла в Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького. Тогда же она познакомилась с артистом Юрием Соловьевым и вскоре вышла за него замуж, но в 1990 году пара расспалась. Наиболее успешной киноработой того времени стала съемка в картине Эльдара Рязанова «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница» (кадр из фильма на фото)


«Достигнув определенных высот, нельзя расслабляться, поверив, что ты национальное достояние»
C развалом советского союза наступил кризис в кинематографе. Как и многих любимых советских актеров Фрейндлих не приглашали в кино. В 1992 и 1993 годах она вернулась к роли королевы Анны в продолжении «Трех мушкетеров», но фильмы не были успешными. Успешной работой того времени можно назвать роль писательницы Ирины Дмитриевны в картине Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера», принесшую Фрейндлих первую статуэтку премии «Ника» за лучшую женскую роль второго плана


«Пока ты молода, то хочешь получать и учиться. Когда ты зрелая и уже многому научилась, тебе хочется этим делиться, отдавать энергию. А потом, когда ты уже старенькая, нужен рядом такой же «горшочник», чтоб вместе выращивать герань»


В течение 10 лет Фрейндлих не снималась в кино и вернулась только в 2004 году в фильме «На Верхней Масловке». Несмотря на то, что фильм в целом получил неоднозначные отзывы, игра Фрейндлих была оценена высоко, актриса стала лауреатом второй премии «Ника» за лучшую женскую роль. Третью статуэтку Фрейндлих получила за роль матери поэта Иосифа Бродского в картине «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»


Алиса Фрейндлих неоднократно заявляла, что доброжелательно относится к президенту России Владимиру Путину. В 2009 году они вместе спустили на воду танкер «Кирилл Лавров», а тремя годами позже актриса снялась в предвыборном агитационном ролике в пользу Путина, что сразу же вызвало широкий общественный резонанс и критику актрисы со стороны представителей оппозиции


Алиса Фрейндлих - заядлая курильщица. Она начала курить, когда ей было 35 лет, сразу после смерти мамы. 2011 году актрисе сделали операцию на кишечнике, которая стала следствием многолетнего курения


«Если ты чрезмерно щедро расходуешь себя на приватную жизнь, излишне пылко ее проживаешь, то потом на сцене остается только ложечкой выскребать остатки, и выходит все очень бедненько


В конце 2013 года на сцене Петербургского Большого драматического театра имени Товстоногова состоялась премьера смектакля «Алиса»по сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», главную роль в котором исполнила Алиса Фрейндлих (кадр из спектакля на фото)

В прокате - драматическая комедия «Карп отмороженный», где одну из главных ролей сыграла Алиса Фрейндлих. Работа была важной для актрисы - продюсировать картину взялся ее внук Никита Владимиров. Накануне премьеры Алиса Бруновна пригласила корреспондента «Известий» к себе домой. Извинившись («знаю, что это непедагогично, но я буду курить»), народная артистка СССР начала разговор с похвалы молодому продюсеру, который скромно сидел рядом.

Он у меня вообще, конечно, молодцом! Взялся за этот фильм, когда у него не было ни одного рубля. Заложил свою квартиру, назанимал у всех наших родственников всевозможные запасы и накопления (смеется). Начал проект с огромной верой в то, что всё непременно должно получиться.

- И ведь получилось.

Да, но с какими сложностями! В октябре (2016 года. - «Известия») нам надо было в очень сжатые сроки отснять всё на натуре. Нужно было буквально дней 10, чтобы схватить уходящую осень. А у Мариночки Нееловой в это самое время была запланирована премьера в театре. Тогда мы очень попросили Галину Борисовну Волчек ради нас немного отодвинуть премьерные спектакли. Она знает Никиту с малолетства, поэтому отнеслась к нашей просьбе очень трепетно и сделала всё, чтобы дать нам возможность отснять материал.

Мы всё успели. Часть фильма была снята на какие-то абсолютно карманные деньги, выжатые из своих собственных возможностей. Потом спустя какое-то время Никитой предпринимались совершенно невероятные усилия, чтобы добыть еще средства и доснять кино. Но ни Фонд кино, ни Союз кинематографистов не откликнулся.

Немалыми трудами и жертвами нашли частного инвестора - человека, возникшего, так сказать, из небытия, который дал финансовую возможность закончить фильм уже в феврале. Можете себе представить: в октябре сняли натуру, потом на какое-то время распустили всю группу и через несколько месяцев снова собрались и досняли павильон.

Парадокс, что на фильм, в котором играют Фрейндлих, Неелова, Пускепалис, Миронов, не дают государственных денег.

Я не знаю, почему это происходит. В этих дающих деньги структурах своя система координат, не хочу, так сказать, кого-то ловить за руку. Наверное, там тоже есть какие-то свои «пружины» или своя очередность… Никита ведь совершенно незнакомый миру кино молодой человек, да и сценаристы у фильма не очень раскрученные (Дмитрий Ланчихин, Оксана Карас, Андрей Таратухин. - «Известия»). И вдруг они захотели этому миру что-то предъявить (улыбается).

Что касается актерского состава, Никите в силу его обаяния, заразительности и ссылок на семейную или творческую дружбу удалось даже на съемки в эпизодах уговорить очень занятых актеров. Это большая доблесть, человеческое обаяние, умение заманить и уговорить (смеется).

- Вы следите за тем, что происходит в современном кино?

- Как только я узнаю, что вышел хороший фильм, мне не жалко пожертвовать немного времени и отправиться в кинематограф. Просто пройтись до нашей питерской «Авроры» и посмотреть. Или, бывает, сериал показали по телевидению и о нем идет очень хорошая молва, хорошие отзывы от людей, которым я доверяю. Тогда дети мне его скачивают целиком, и я во время отпуска или на даче обязательно смотрю. Из общего вороха мне больше всего понравилась «Ликвидация» и еще два-три сериала.

Смотреть сериалы по телевизору мне не удается. Я посмотрю одну серию, а следующую, например, пропускаю из-за работы в театре. Сюжетная нить сразу же теряется. Чтобы смотреть сериалы, надо неделю или больше каждый вечер садиться перед телевизором и следить за хитросплетениями сценария.

Многие актеры вашего поколения тоскуют по идеалам советского кино. Говорят, что современный кинематограф сильно потерял в качестве и в душевности. У вас есть мнение на этот счет?

К сожалению, все современные фильмы и сериалы зациклены на криминале. Может быть, это происходит потому, что криминал стал темой очень большого количества телепрограмм, из которых несложно «надыбать» материал для сценария. В газетах и журналах тоже есть криминальные страницы, из них можно почерпнуть какие-то сюжетные линии…

Поскольку о различного рода преступлениях стали охотнее снимать, из нашего кино куда-то стал исчезать разговор о простых истинах: о дружбе, любви, добре и зле, честности… Да обо всех семи грехах человеческих, которые всегда имели свой альтернативный аспект. Эти простые истины сегодня остаются за пределами человеческого внимания.

Что же касается фильмов советского периода, лучшие его образцы отобраны временем. Трудно себе представить, сколько тогда снималось фильмов - великое множество. Это мелкое зерно уже давно выпало сквозь ситечко, оставив зерно крупное - картины, которые стали классикой. Только их мы сегодня смотрим и ими клянемся, как доблестью своей. Но мы не вдаемся в подробности того, сколько советского барахла было снято, а оно было. Сегодняшние хорошие фильмы, как и советские, со временем отсеются по принципу ситечка.

- « Карп отмороженный » поднимает тему взаимо отношений отцов и детей, демонстрируя также пропасть, которую проложили между ними технологии. Как думаете, интернет сильно повлиял на то, что детям стало сложнее общаться с родителями?

Да это ведь тема для целой диссертации! Я не берусь рассуждать так глубоко. Но если говорить кратко, то технологии ушли далеко вперед, а дети с малолетства хватают все эти айпады и айфоны и мгновенно их осваивают. Наверно, какое-то космическое влияние дает им возможность моментально осваивать эти гаджеты (смеется) . Их ведь даже не нужно специально учить.

Конечно, за счет всего этого возникает расхождение в понимании мира между поколениями, еще больше увеличивая и без того глубокую пропасть. Моим внукам, например, неинтересно обсуждать со мной темы, связанные с интернетом, потому что я в него не врубилась и уже не врублюсь (смеется) . А они не читают книжки, которые продолжаю читать я.

Я, кстати говоря, очень люблю перечитывать книжки. Люблю читать и новые, мне не знакомые, но больше всего мне нравится перечитывать книги, которые когда-то произвели на меня большое впечатление. Я читаю их снова и снова и получаю совсем другой ракурс восприятия, извлекаю совершенно новые для меня вещи. Поэтому мне интересно возвращаться к прочитанному. А они не читают (показывает на Никиту) , бессовестные! (Смеется.)

- К каким книгам вы возвращаетесь?

- «День восьмой» Торнтона Уайлдера и «Взгляни на дом свой, ангел» Томаса Вулфа когда-то произвели на меня сильное впечатление. Я уже не говорю про «Мастера и Маргариту». Смешно сказать, но когда-то «Война и мир» была прочитана мной по принуждению, в рамках школьной программы.

Сейчас же, когда мы в театре ставили спектакль по этому роману, я, конечно же, взяла на себя труд перечитать его. Получила колоссальное удовольствие, потому что теперь уже вдавалась в подробности. Этот разговор с Толстым вдруг показался мне интересным. Хороший получился разговор (улыбается) .

- В одном интервью вы сетовали на то, что л юди нынче теряют нравственность с бешеной скоростью. Куда из современной жизни исчезают ценности: нас этому не учат или они перестают иметь для нас значение?

Мне трудно ответить. И я бы считала большой доблестью, если бы нашла ответ на этот вопрос. Может быть, это происходит из-за каких-то скоростей жизни…

Давным-давно, в одном из журналов я прочитала статью, которая называлась «Футурошок». Уже лет 30 тому назад, а то и больше, этим термином было названо заболевание, связанное с невероятным количеством информации и такими же сумасшедшими скоростями ее поглощения.

В статье говорилось, что болезнь эта вызывает боязнь будущего. Не потому, что его боится новое поколение (оно как раз очень смелое). А потому, что это поколение поглощает те самые простые истины, которые были важны всегда.

Тогда мне казалось, что это происходит из-за потери религиозных ценностей. Ведь был период, когда религия оказалась совершенно заброшена. Это сейчас стали ею клясться и божиться, хотя ведь совершенно необязательно идти в церковь и молиться. Надо просто помнить простые евангельские истины. Их не так много: всего 10 заповедей, которые распространяются абсолютно на все аспекты жизни. Но что-то было безвозвратно утрачено по дороге к сегодняшнему дню. Видимо, все-таки выпал какой-то аспект. Не берусь формулировать, потому что это сложнейшая тема.

- О чем вы чаще всего жалеете, Алиса Бруновна? О сделанном или о несделанном?

Надо переворошить всю свою длинную жизнь, чтобы вспомнить. Если вы имеете в виду недостойный поступок, о нем имеет смысл жалеть всю жизнь - это тема исповеди. Жалеть о том, что не сделано, - бессмысленно, потому что время ушло, что о нем жалеть? Можно, конечно, пожалеть, но только для гимнастики чувств, не более того.

Если я делала что-то недостойное, то всю жизнь себя кляну за это. Если мне не удалось сделать что-то достойное, то виной этому были какие-то обстоятельства.

Справка «Известий»

В 1953 году была принята на курс Бориса Зона в Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского. Работала в труппе Театра имени Комиссаржевской, в Театре имени Ленсовета и - по сей день - в БДТ имени Товстоногова. Сыграла более 60 ролей в кинофильмах, среди которых «Служебный роман», «12 стульев», «Д"Артаньян и три мушкетера» и другие.