8 марта в лаосе. Уйти в отрыв в лаосе и камбодже с братьями набутовыми

В отличие от большей части «советских» праздников Международный женский день превратился в домашнее торжество и потому прижился в новой эпохе

Знание своей истории — это не только вопрос образованности и культуры. Это еще и необходимый фундамент для создания общего будущего людей, живущих в одной стране. РБК совместно с Вольным историческим обществом продолжает цикл публикаций о главных событиях, ставших поворотными в нашей общей истории — истории России.

Международный женский день в России — праздник странный. Возникнув как день борьбы за женское равноправие, он постепенно дрейфовал в сторону праздника женщины в самом антифеминистском смысле слова. В мире его отсчет ведется с выступления женщин Нью-Йорка 8 марта 1908 года за политические и экономические права. Часто в качестве отправной точки празднования называют инициативу Клары Цеткин, предложившую в 1910 году отмечать этот день борьбой за женское равноправие. Особенной популярностью праздник пользовался до 20-х годов ХХ века. Война, Великая депрессия и пришествие фашизма в Европу несколько снизили остроту «женского вопроса», но в 1960-е годы популярность его вновь возрастает. Решением ООН с 1975 года он отмечается как Международный день борьбы за права женщин. В этот день во многих странах мира проходят мероприятия, связанные с противостоянием дискриминации по половому признаку. Где-то, как и в России, этот праздник стал государственным и выходным. В Лаосе это выходной день только для женщин. В Китае женщины в этот день работают меньше, чем мужчины. В Таджикистане это День матери. В Армении — День материнства и красоты.

История феминизма

Роль женщины в традиционном обществе всегда была высока. Именно она организует быт, распоряжается в доме, осуществляет сложнейшие внутриродовые коммуникации, организует брачные союзы и во многом саму экономику домохозяйства. Мужчина берет на себя функцию защиты. С появлением государств нового времени с их обилием «несемейных» социальных институтов, жестким разделением публичной и приватной сфер ситуация начинает меняться.

«Брачную дипломатию» Средневековья сменяет профессиональная дипломатия и политические союзы, заключенные на иных основаниях. Раньше кровные узы гарантировали добросовестность партнера. Новый капитализм нашел им замену в виде акционерных обществ и государственных гарантий. Даже идеал многодетности как средства обеспечения в старости сменяется алиментарной системой. Отношения между мужчиной и женщиной теряют жесткую утилитарную привязку и приобретают романтический оттенок. Вполне маргинальная культура трубадуров начинает выступать образцом в отношениях между полами, закрепляя место женщины в приватном пространстве. Приватная среда теряет престиж, но она еще занимает большую часть времени женщины. Для публичности у нее не остается сил. Возникает представление об изначальной неполноценности женщины, ее предназначенности для семьи. Для благополучных социальных слоев это проявляется в запрете на публичные формы самореализации, для базовых слоев населения — в дискриминации в оплате труда, найма на работу и т.д.

Революция в организации быта, произошедшая в Европе на заре XX века, освободила время женщин. У них появляется возможность для выхода в публичное пространство. Но это пространство не предполагало существования в нем женщин. Здесь и возникает ощущение несправедливости этого мира. Потому ранний феминизм был тесно связан с революционным движением, сражающимся с тем же «миром насилия». В России ситуация не особенно отличается. Появляются женщины-педагоги, врачи, ученые. В 1913 году в России проходит первая конференция, посвященная Дню борьбы за права женщин. Постепенно в борьбу втягиваются женщины — работницы заводов. Движение расширяется.

После революции

Одним из первых декретов победившей революции стал декрет о равенстве мужчин и женщин (1917 год). В первой Конституции РСФСР 1918 года равенство женщин постулировано максимально широко. В законодательстве тех лет за женщиной закреплялись равные политические и экономические права, упрощалась процедура развода, легализировались гражданские браки и аборты. Праздник 8 Марта стал днем женщин, победивших в «мужском мире». В 1921 году в стране победившей революции этот праздник получает официальную прописку и официальное признание.

Но социальная революция отнюдь не обернулась для России революционным облегчением быта. Последствия многолетней войны добавили новые проблемы, которые традиционно ложились именно на плечи женщин. Это, а также политика по секуляризации женщин от «домашнего рабства» привели к тому, что рождаемость в стране снизилась к 1930 годам в шесть раз. Положение в сфере воспроизводства трудовых ресурсов стало осознаваться как катастрофическое. Меняется государственная политика в отношении семьи. В 1930-е годы дискриминируются брачные союзы, кроме легального брака, затрудняются разводы, криминализируются аборты, вводится раздельное обучение в школе, запрет на ряд профессий. Тело человека становится объектом государственного контроля.

Меняется и смысл праздника. Он становится праздником материнства. Не просто матери, но матери-труженицы. В этом виде он закрепляется в 1966 году в качестве государственного праздника. То, что при этом на женщину ложится тройная нагрузка (работа, быт, обязанности матери), не обсуждается. Не обсуждается и то, что существующее положение дел ставит жесткие пределы для реализации женщины в публичном пространстве. Появившиеся в период войны женщины-руководители вытесняются в первые мирные годы. При этом функции организации быта, оставаясь необходимыми, обладают низким социальным статусом. В отличие от США того времени, где статус домохозяйки подается как желанный идеал, в СССР он стигматизируется.

Риторика о равенстве входит в серьезное противоречие с реальностью. В условиях неустроенного, жестко контролируемого быта публичность для женщин становится бременем.

Новая эпоха

Ситуация начинает меняться в 1970-1980-е годы. Советский народ потихоньку отвоевывает у государства приватное пространство. Если Международное женское движение боролось за права в публичной сфере, то в СССР шел противоположный процесс борьбы за приватизацию собственного тела, собственной частной жизни. В отличие от большей части «советских» праздников, захваченных государством у населения, выхолощенных до неузнаваемости или так и не ставших праздниками, 8 Марта развивалось в противоположном направлении. Из государственного праздника он превращается в домашний.

Именно поэтому 8 Марта стал одним из немногих праздников СССР, перекочевавших в следующую эпоху, воспринимавшуюся как возможность «секуляризации себя из мира государства». Идеи борьбы за права женщин в публичном пространстве оказались оттеснены на периферию (может быть, в силу ущербности самого публичного пространства), а праздник превратился в некий аналог «дня влюбленных».

Вольное историческое общество (ВИО) было создано в 2014 году, объединив историков и специалистов социальных и гуманитарных наук, которые считают необходимым противостоять фальсификациям истории последнего времени и готовы бороться за честь профессионального научного сообщества. За год деятельности​ ВИО многократно выступало с критикой решений властей. Так, оно выступило в поддержку профессора МГИМО Андрея Зубова, уволенного за критику российской внешней политики в отношении Украины. Также был открыто поддержан академик Юрий Пивоваров, обвиненный в халатности в связи с пожаром в ИНИОНе. Критике со стороны ВИО неоднократно подвергались и высказывания министра культуры Владимира Мединского, который выступал за пропаганду мифов советского времени, а также заявил, что историки и архивисты должны заниматься «тем, за что государство им платит деньги, а не осваивать смежные профессии».

Леонид Бляхер профессор Тихоокеанского госуниверситета, член ВИО

Официальные праздники и выходные дни в Лаосе

1 января - Новый год.
6 января - День Патэт Лао.
20 января - День вооруженных сил.
февраль-март - китайский Новый год.
8 марта - Международный женский день.
22 марта - День Народной партии Лаоса.
март-апрель - лаосский Новый год (Пи Маи).
апрель-май - День рождения Будды.
1 мая - День труда.
1 июня - День детей.
июнь-июль - Кхао Панса.
13 августа - Лао Иссара (День освобождения Лаоса).
сентябрь-октябрь - Бук ок Панса.
12 октября - День освобождения Лаоса.
2 декабря - Государственный праздник.

Фестивали и праздники в Лаосе

Выбор времени большинства лаосских фестивалей происходит по лунному календарю, в зависимости от стадий ночного светила. Большинство местных празднеств начинается в день полной луны.

В январе отмечают Тет (китайский Новый год) и Бун Пха Вет - праздник воплощения короля Вессантары как Будды (дата плавающая). Февраль отмечен празднествами Макха Пуджа в честь первой проповеди Будды - "Овада патимока", а также религиозными праздниками Сикхоттабонг и Ват Пу.

В марте в национальном масштабе, с парадами и многочисленными культурными мероприятиями, отмечается Международный женский день, а также День Народной партии Лаоса (национальный праздник) и Бун Кхон Кхао - местный вариант Дня благодарения. В апреле заслуживают внимания Бун Пимаи или Пи Маи - традиционный лаосский Новый год. Целая череда праздничных мероприятий длится 3-7 дней, в течение которых лаосцы поливают друг друга водой, выпускают на волю птиц, строят песчаные замки, проводят множество фестивалей и концертов, а в первый день нового года посещают храм. Международный День труда (1 мая) отмечается как национальный праздник, с многочисленными парадами во Вьентьяне и других городах страны. Но главное событие мая - Висакха Пуджа (праздник рождения, просвещения и смерти Будды). По всей стране проводятся религиозные церемонии, отдается дань уважения религиозным святыням и проходят свечные процессии. В этот же период обычно проходит один из самых древних праздников страны - фестиваль дождя Бун Банг Фай или "Праздник ракет", когда люди запуском ракет и петард напоминают богам, что земля нуждается в дожде. В этот период во Вьентьяне проходит конкурс на самую лучшую ракету, а по всей стране проводится множество театрализованных представлений.

1 июня отмечают День детей (национальный праздник). В июне-июле вся страна отмечает Кхао Панса - начало буддийского послушания, когда молодые люди становятся монахами, а по рекам пускают тысячи плавающих фонариков. 13 августа отмечают Лао Иссара (День освобождения Лаоса, национальный праздник), а в соответствие с лунным календарем в национальном масштабе - Хо Кхао Падап Динх (Фестиваль мертвых), своего рода лаосский День всех святых.

В сентябре-октябре вся страна празднует Бук ок Панса - окончание буддийского послушания. С 2 по 21 октября проводятся приуроченные к этому событию Состязание по гребле Бук ок Панса во Вьентьяне. А 12 октября празднуют День освобождения Лаоса от французской колонизации (национальный праздник). Ноябрь - самый насыщенный событиями период в жизни Лаоса. В это время проводятся фестиваль урожая Тат Луанг с огромным количеством всевозможных мероприятий во Вьентьяне, "Фестиваль Большой Ступы" Пха Тхат Луанг в честь самого большого национального памятника Лаоса - Большой Ступы во Вьентьяне, а также приуроченный к нему Осенний водный фестиваль Бун Нам с речными гребными регатами. 2 декабря отмечают День независимости - общенациональный праздник с многочисленными военными парадами. А в конце декабря проводят колоритное новогоднее празднование народности хмонг.

Деньги в Лаосе

Кип (LAK), номинально равный 100 центам. В обращении находятся банкноты номиналом в 5000, 2000, 1000, 500 и 100 кип. Монет в обращении нет. Кип - единственная юридически законная валюта страны, но тайский бат и доллары США принимаются к оплате повсеместно, особенно - в городах. Наиболее разумно использовать кип для дешевых покупок, бат - для товаров средней ценовой группы и для оплаты транспортных услуг внутри страны, а доллары США - для дорогих приобретений.
  • Небольшой оффтоп в преддверии праздника 8го марта
  • В преддверии праздника весны во многих странах мира - США, Канаде, Казахстане, России, Украине и других - СМИ не перестают удивлять читателей всё новыми и новыми историями об этом празднике. В этом году у Международного женского дня 8 Марта юбилей: ровно сто лет назад участницы социалистических партий попытались провести единый женский день в разных странах Европы.

    До этого свои женские праздники работницы и активистки в разных странах отмечали в разные дни. В 1910 году Клара Цеткин на 2-ой Международной конференции работающих женщин предложила выбрать один день для всех стран, когда работницы должны демонстрировать свое единство в борьбе за политические права. Делегатки конференции поддержали предложение немецкой революционерки и в 1911 году в Германии, Австрии, Швейцарии и Дании женский праздник отметили… 19 марта. В следующем 1912 году день борьбы за равноправие женщин отметили 12 мая. А в 1913 году о едином женском дне опять забыли – в Германии его отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Голландии и других странах – 9 марта, а российские и французские женщины-труженицы отмечали торжество 2 марта. И только в 1914 году Международный женский день отметили 8 марта – благо, это было воскресенье, выходной день.

    Эксперты академии Masterforex-V, обращают внимание, что 8 Марта в разные времена праздновали по разному. Так:

    ■ ещё в древнем Риме 8 марта праздновался женский день, который, в то время, отмечали матроны - свободно рожденные женщины, которые состояли в браке, в этот день получали от своих мужчин разные подарки, а также были окружены вниманием и любовью. Рабыни также получали 8 Марта подарки. В этот день хозяйка дома разрешала невольницам отдыхать. Римлянки посещали в этот день храм богини Весты - хранительницы домашнего очага.

    ■ в годы первой мировой войны о празднике забыли, но в 1917 году женский праздник чудесным образом совпал с началом забастовки петербуржских текстильщиц, которая стала одним из детонаторов Февральской революции в России – страна тогда жила по юлианскому календарю, и российские труженицы отмечали Женский день… 23 февраля;

    ■ до революции российские женщины успели только один раз отметить единый женский день, да и то только в Петербурге. На имя градоначальника было подано прошение о разрешении провести «научные чтения по женскому вопросу». Высочайшее позволение было получено и 2 марта 1913 года около полутора тысяч человек собралось в помещении Калашниковской хлебной биржи;

    ■ 8 марта, как Международный женский день, правительство Ленина начало отмечать с первого года своего существования. Праздник носил ярко выраженную политическую окраску и воспринимался властями, да и населением, как день международной солидарности женщин всего мира. Ни о каких привычных нам цветах и подарках речь не шла. Трудно сказать, когда мужчины в СССР стали массово дарить своим подругам, женам, матерям букеты на 8 Марта, но произошло это уже после Великой Отечественной войны и смерти Сталина. Первоначально это были букетики мимозы, которые в 60-е годы начали массово развозить с юга по всей стране, потом появились и первые тюльпаны из государственных теплиц. Некоторые мужчины считали особым шиком покупать цветы не на рынке, а в государственных цветочных магазинах. Чтобы приобрести заветные тюльпаны, они занимали очередь еще с вечера и ночевали у дверей магазина.

    ■ до 1966 года Женский день был обыкновенным рабочим днем, и только последние 45 лет наши женщины (и мужчины вместе с ними) отдыхают 8 марта.

    После развала Советского Союза почти все республики, ныне – независимые государства, сохранили 8 Марта как государственный праздник и выходной день. Отмененным Женский день оказался в Литве (с 1997 по 2002 годы, когда к власти пришли консерваторы и христиане-демократы), в Туркменистане (в 2001-2007 гг. во времена правления Туркменбаши). В Беларуси и Узбекистане 8 Марта – не Международный женский день, а День матери.

    Идеологическая окраска 8 Марта как дня солидарности трудящихся женщин не привлекала, естественно, капиталистические правительства. Но в 1977 году ООН приняла резолюцию № A/RES/32/142, призывавшую все страны отмечать 8 марта как день борьбы за женские права:

    ■ как национальный праздник и выходной день 8 Марта отмечают в Анголе, Буркина-Фасо, Конго, Гвинее-Бисау, Уганде, Китае, Монголии, Лаосе, Северной Корее, Непале и Македонии. При этом в Китае - это выходной день только для женщин.
    ■ официально 8 Марта отмечают также в Сербии, Хорватии, Черногории, Эритрее, Замбии, Кирибати, Вьетнаме, на Мадагаскаре (в этот день мадагаскарские мужчины трудятся).
    Как видим, политический подтекст праздника не сделал его действительно всемирным. В большинстве стран мира в разные дни отмечают День матери (в Армении отмечают оба праздника), а для молодых девушек предназначен день святого Валентина.

    Вместо дня женской солидарности – красота, весна и любовь?

    С веянием времени, 8 Марта в мире празднуют по разному:
    ■ с распадом социалистического лагеря, 8 Марта получило другой оттенок – сейчас его отмечают как праздник любви и весны;
    ■ эксперты землячесва Западной Европы академии Masterforex-V отмечают, что после слияния двух Германий восточные немцы уже позабыли этот праздник, а западные о нем и не слышали. В Польше и Болгарии еще помнят традицию вручать женщинам 8 марта цветы, но этот день – рабочий. В странах Балтии его активно отмечают только русскоговорящие общины. В Италии 8 марта никогда не был официальным праздником и является обычным рабочим днем, но итальянки полюбили 8 марта собираться женскими компаниями, без мужчин, и поздравлять себя сами. Причем многие бары с мужским стриптизом в этот день разрешают женщинам бесплатно любоваться шоу…
    ■ в некоторых странах 8 марта отмечают совсем другие праздники. Например, в Сирии – это День революции, в Замбии – День молодежи, в Брунее – День султана, а в Турции – День рождения Пророка.

    Но для нас 8 Марта остался настоящим женским праздником, когда мы дарим цветы и подарки своим любимым, женам, матерям и просто знакомым, признаемся им в любви и в кои-то веки готовим праздничный обед.

    Что лучше подарить любимой на 8 марта? Ответ в статье "Биржевого лидера" Каким подарком можно удивить любимую женщину?

    Опрос журнала "Биржевой лидер" и экспертов академии Masterforex-V на форуме трейдеров: сколько вы готовы потратить на подарок любимой женщине в праздник 8 марта?
    * до $100;
    * готов подарить всё, что женщина пожелает, и сумма не имеет значения;
    * нисколько, я не считаю 8 марта праздником.

  • http://ainger.livejournal.com/360969.html

Тет и Китайский Новый Год

Тет для большинства представителей общин – праздник семейный. В это время родственники стараются собраться вместе, готовятся традиционные блюда, украшаются дома и улицы

Красочнее всего празднества проходят в крупных городах – Вьентьяне, Паксе и Саваннакхете. Улицы местных китайских и вьетнамских кварталов просто усыпаны цветочницами с оранжевыми букетами, переулки пестрят красными фонариками и лентами с золотыми символами, на уличных алтарях установлены золотые фигурки символа года. Торжества длятся три дня, в течение которых проходят семейные торжества, посещаются храмы, организуются шумные вечеринки и запускается в небо огромное количество петард.

Встречаясь друг с другом каждый день обязательно говорят, "С Новым годом". Детям покупается новая одежда и выдаются " монетки "на удачу" в красных конвертиках.

Бун Пха Вет

Праздник Бун Пха Вет проходит на четвертый лунный месяц (декабрь–январь–февраль), отмечая рождение (перевоплощение) Будды. "Пха Вет" – это сокращенное имя последнего перевоплощения Будды до того как он достиг просветления. Определенной даты празднования у торжества нет – в разной местности оно проходит в разное время, но длится около 2 дней. Это очень удобно, если хочется отметить торжество с людьми, живущими в отдаленных местах.

Горожане обычно отмечают Бун Пха Вет дома или отправляются в гости к родным в провинцию. Также праздник является днем рукоположения в монахи для мужчин, если они решились выбрать этот путь в жизни. Во время фестиваля, буддийские последователи в Лаосе отмечают священные обряды и готовят традиционные блюда.

Храмы в эти дни традиционно украшены в светлые цвета, здесь зачитываются жизнеописание и послания Будды, звучать праздничные песнопения и проповеди. Прихожане традиционно приносят в храмы обильное угощение для монахов, которые в обмен будут молиться о благополучии всего народа.


Январь–февраль Макха Буча (Бун Кхао Чи)

Праздник Макха Пуджа – это день выражения признания Будде за го учение и почитание его сподвижников – монахов. Проводится торжество февральской ночью третьей полной луны, освещая послания Будды, данные им тысяче монахов, приходивших послушать его проповеди. Отмечается, что эти монахи были просветленными, и совершенно случайно, не сговариваясь, оказались в одном месте. Всех их посвящал в монахи сам Будда.

Официально праздник был утвержден в конце XIX века, а церемония проводилась самим королем. Сегодня день фестиваля является нерабочим и отмечается красивым шествием. Это парад свечей (свечная процессия), которая проходит вечером. Свечи, которые приносят молящиеся в свои местные храмы (обойдя пагоды предварительно трижды) устанавливаются внутри в сопровождении множества религиозной музыки и песнопений.

Ранним утром нарядные верующие также несут в храмы зажженные свечи, угощение (рисовые шарики), благовония и цветы. В этот день делаются пожертвования на храм, а также совершаются добрые дела (например, выпускаются птицы из клеток). Красочнее всего празднование Макха Пуджа проходит во Вьентьяне и Чампассаке: здесь традиционно проходят бои быков, гонки на слонах, а также многочисленные выступления танцоров и певцов.


Март-апрель – Бун Пимаи или Пи Маи

Бун Пимаи – это традиционный лаосский новогодний парад–фестиваль, длящийся около 3 дней. Этот праздник, как правило, проходит с 13 по 15 апреля, и как один из самых интересных праздников Лаоса привлекает большое количество туристов со всего мира. Бун Пимаи еще называют водным фестивалем, потому что в этот день разрешается обливать друг–друга водой (это один из своеобразных ритуалов азиатской культуры вообще).

Празднование лаосского Нового года представляет собой сочетание веселья и религиозной медитации. Как почти все фестивали в это время года в других странах Азии, Бун Пимаи празднуется с размахом – с парадами, танцами и пением. Религиозный аспект фестиваля наиболее очевиден в Луангпхабанге, где особо почитается буддизм.



В первый день праздника люди убирают свои дома, готовят ароматическую воду и цветы, чтобы украсить свой дом. Во второй половине дня они идут в пагоды и храмы, чтобы услышать проповеди и помолиться Будде о лучшей доле в новом году. Ароматическую воду они берут с собой, чтобы обрызгивать статуи Будды в знак очищения. Вода, которая падает со статуй, собирается и забирается домой, чтобы после обрызгать друзей и родственников для очищения и удачи.

Приехавшим в Лаос в дни празднования Бун Пимаи, знакомые лаосцы обязательно повяжут синюю или красную нить на запястье в знак пожелания счастья и здоровья. В качестве угощения предлагается традиционная праздничная еда в виде с рисовой каши и салата из мяса и трав.

Последний день Бун Пимаи – самый волнующий. Окружающие желают друг другу всего наилучшего, а затем обрызгивают их водой. Также водой обрызгивают дома, мебель и животные (на счастье).


Фестиваль дождя Бун Банг Фай

Бун Банг Фай (Фестиваль дождя или Фестиваль ракет) – уникальный праздник вызова дождя, который проходит в начале мая – июня (накануне сезона дождей). Свое начало торжество ведет от древних обрядов плодородия, хотя в торжествах сегодня и участвуют буддийские монахи. Хотя вера в языческих богов уже не так сильна, церемония по–прежнему особенно популярна в зонах с засушливым климатом – здесь празднество совершается с особой тщательностью и размахом.

Точной даты у праздника нет, т.к. она всегда определяется по лунному календарю. Длятся торжества около 3 дней, в ходе которых устраивается богатое застолье, вынимаются традиционные наряды, проводятся музыкальные, театральные и танцевальные смотры, конкурсы и звучат песни.

Завершается праздник очередным конкурсом – выпуском сотни самодельных фейерверков из бамбука и пороха, чья оригинальность оценивается особым жюри.







Наше путешествие подходит к концу. Мы прощаемся с Кепом и рано утром выезжаем в столицу Камбоджи. Отправимся на обзорную экскурсию по Пномпеню, заедем в Королевский дворец и величественный храм Ват Пном. Следом нас ждет шоппинг на Русском рынке, где мы сможем накупить сувениров, шелка и много всего другого. Если захотим, выпустим на счастье птиц и совершим древний обряд Срой Тэк на исполнение желаний. Вечером же нас ждет прощальный ужин в ресторане и знакомство с хозяевами этого места. Главное, не проспать самолет. :)







    Добро пожаловать в Лаос! Или, как говорят сами местные, «ин ди тонхап». Заселившись в отель и отдохнув после дороги, мы начнем наше знакомство с Луанг Прабангом - бывшей королевской столицей. Под лучами закатного солнца совершим восхождение на вершину холма Фу Си, увидим священную позолоченную ступу и место резиденции буддистского патриарха Лаоса. С высоты птичьего полета насладимся панорамными видами исторической части города и долиной реки Меконг. Затем заглянем на вечерний рынок, попробуем, что продают местные и немного поторгуемся с продавцами. В Азии так принято.

    Выспавшись и хорошенько подкрепившись, мы поедем в Национальный музей – бывший Королевский дворец. Здесь представлены коллекции богатства лаосской культуры со времен первых королей до последнего государя. Увидим Золотой монастырь Ват Сиентон, к слову, самую древнюю из сохранившихся построек. Это самый знаменитый пример лаосского средневекового храма с многоярусной кровлей, искусной резьбой и золотой росписью. Далее - круиз на традиционной лодке вверх по течению реки Меконг к таинственным пещерам Пак У. По пути мы увидим захватывающие виды сельской жизни. Пещеры Пак У – это подземные гроты, куда паломники годами приносили статуэтки и изображения Будды из бронзы, камня и дерева. Здесь жили монахи, а король Лаоса приезжал молиться. На обратном пути мы заедем в деревушку Сангхонг, где вручную изготавливают джутовую бумагу, а в деревне Санхай делают традиционную рисовую самогонку Лао Лао.

    Сегодня мы отправимся в деревню Пханом. Она издревле славится тканями высочайшего качества, созданными вручную. Здесь проживает народ Лу, который пришел сюда сотни лет назад из южного Китая. В каждой семье - свой ткацкий станок, изготовленный по технологиям предков. Мы не только увидим процесс производства, но и сможем лично в нем поучаствовать. Вторую половину дня проведем уже в другом государстве – в Камбодже. Сием Реап встретит нас приветственными коктейлями. А после можно прокатиться до города. Прогуляемся по Паб-стрит и поужинаем в приглянувшемся нам ресторанчике.

    Наберитесь сил и держите фотоаппараты поближе! Сегодня у нас очень насыщенный день. Начнем мы его с Ангкор Тхом - затерянной в джунглях столице некогда могущественной империи кхмеров, которая открылась миру лишь в начале 20-го века. К слову, Ангкор Ват - самый большой храмовый комплекс на планете, и именно он изображен на флаге Камбоджи. Мы увидим Та Пром, где снимали Лару Крофт, Байон, чьи башни увенчаны гигантскими ликами. Мы попытаемся разгадать «улыбку Байона», рассмотрим башни плясунов на канате и узнаем, как в древней Камбодже вершилось правосудие. А еще попробуем сами прочитать «каменную летопись страны» - барельефы, которые украшают Ангкор Ват и Байон. Во время путешествия по этому затерянному чуду света мы устроим сиесту - заедем в отель, отдохнем, искупаемся в бассейне и пообедаем. Вечером нас ждет Апасара-шоу – выступление небесных нимф.

    Сегодня мы поднимемся на священную гору Пном Кулен. Это место, где родилась кхмерская империя после того, как король Джаяварман провозгласил себя Дева-раджей, царем-богом. Мы увидим розовый храм Бантей Срей - «Цитадель женщин», украшенный уникальной трехмерной резьбой, подойдем к священному источнику - ручью тысячи Лингамов, искупаемся в 25-метровом водопаде. После этого нас ждет пикник в джунглях, а вечером гастрономическое приключение - урок камбоджийской кухни. Откровенно говоря, глаза могут разбежаться от обилия специй и пряных трав. Но наш кулинарный наставник не даст нам растеряться, и мы приготовим амок в кокосовом молоке, Том Ям с лимонным сорго и курицу в соусе из калангана, тюмерика и кафира…

    Сегодня мы прилетим в Сиануквиль и устроим себе настоящий пляжный чилл. Только пальмы, песок, шум волн и освежающие коктейли. На следующий день ощутим камбоджийский колорит на самой настоящей лодке счастья (Happy boat), доберемся до соседних островов и будем осваивать снорклинг.

    Сегодня мы едем на гору Бокор - в город-призрак, построенный французами. Прогуляемся по пиратскому Кампоту, заедем на соляные поля и перечные плантации, где выращивают самый дорогой и вкусный перец в мире - кампотский. Обязательно попробуем дуриан - короля фруктов. Пообедаем в одном из ресторанчиков на берегу Кампонг Бэй. А после поедем в курортный город Кеп, который еще называют «камбоджийской Ниццей». Здесь зайдем на крабовый рынок и продегустируем знаменитого голубого краба.