Певец прекрасной дамы. Певец прекрасной дамы- петрарка

А. Блок - певец Прекрасной Дамы. Ранний А. Блок предстает перед нами как тонко чувствующий лирик, которому присущи и романтические порывы, и томление, и восторг, и предчувствия. Горький писал о нем, что “это настоящий, волею божьей поэт и человек бесстрашной искренности”.
На формирование А. Блока как поэта оказало большое влияние учение Вл. Соловьева, поэта, религиозного мыслителя и философа конца XIX в. Блок на время становится мистиком, видя в событиях окружающего мира предвестников конца света. Спасение от наступающего хаоса поэт видит в начале “Вечной женственности”, символе Красоты и Добра, которые и получили свое развернутое воплощение в первом поэтическом сборнике А. Блока “Стихи о Прекрасной Даме”. Эта книга не только отразила юношескую влюбленность поэта в Л. Д. Менделееву, которая стала впоследствии его женой, всегда была его мукой и радостью. Но Прекрасная Дама в интерпретации поэта принимает внеземные, сверхчувственные формы, становится символом высшего воплощения совершенства, гармонии, красоты, женственности.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
“Стихи о Прекрасной Даме” почти полностью отрешены от быта, от реальной жизни, поэтому у главного образа, к которому обращены все мечты и надежды поэта, нет имени - и множество имен: Дочь света, Таинственная Дева, Вечная Любовь, Владычица Вселенной, Святая, Светлая, Ясная, Тихая, Певчая… Лирический герой искренне верит и ждет встречи с ней, надеясь, что это поможет преобразить мир:
О, взойди же предо мною
Не в одном воображенъи!
Однако в то же время поэт предчувствует и бесконечно боится того, что может произойти обман, подмена: “Но страшно мне - изменишь облик Ты…” Это тревожит лирического героя, не дает ему покоя, но в конце концов так и случается:
Ты обманут неизвестным:
За священные мечты.
Невозможно бестелесным
Открывать свои черты.
Со временем окружающий мир с его трагедиями и конфликтами, человеческими страданиями, хаосом, революционными событиями вторгается в изолированный мир мечтаний и идеалов А. Блока, нарушает так и не найденную гармонию. И поэт начинает понимать, насколько недостижим в реальности его идеал:
Мне страшно с Тобой встречаться,
Страшнее Тебя не встречать…
А хмурое небо низко -
Покрыло и самый Храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты - там.
Поэт чувствует надвигающиеся большие перемены как в собственной судьбе, так и в судьбе своей страны, ощущает, что близится решающее, необычное время, обращающее все прошлые надежды в призраки:
Убегаю в прошедшие миги,
Закрываю от страха глаза
На листах холодеющей книги -
Золотая девичья коса.
Надо мной небосвод уже низок,
Черный сон тяготеет в груди.
Мой конец предначертанный близок,
И война, и пожар - впереди.
Именно в это время А. Блок утрачивает веру в свое “виденье, непостижимое уму”: “Ты в поля отошла без возврата”. Но перед поэтом открылся реальный мир - многообразный, противоречивый, человечески-земной, новый.
Отворяются двери - там мерцанья,
И за ярким окошком - виденья.
Не знаю - и не скрою незнанья,
Но усну - и потекут сновиденья

145-летию со дня рождения великого русского поэта Александра Блока был посвящен вечер-портрет «Певец Прекрасной Дамы», прошедший в Центральной библиотеке для студентов медицинского колледжа.

Ведущие вечера рассказали о семье поэта, о детских и юношеских годах, о первых увлечениях поэзией, о становлении Александра Блока как поэта. Главной темой вечера стала тема любви в жизни Блока. Героинями литературно-поэтической композиции стали четыре музы поэта, каждой из которой он посвятил поэтические циклы, ставшие классикой русской поэзии. Центральное место занял рассказ о знакомстве и непростых взаимоотношениях Блока с будущей и единственной женой – Любовью Менделеевой, о которой он скажет: «Она – святое место души» и посвятит знаменитые «Стихи о Прекрасной Даме».


В этот вечер говорили и о теме Родины в жизни и творчестве Блока. «Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь» , - писал поэт. Блок смело говорил о судьбах России в ее роковые годы - начала ХХ века, очень любил Родину, размышлял о ее будущем. И, конечно, посвящал стихотворения и поэмы, многие из которых были написаны в его родовом имении в Шахматово.

В заключение вечера ведущие рассказали о последних днях жизни поэта и его смерти, на которую проникновенным стихотворением «Памяти Ал. Блока» отозвалась Анна Ахматова.

«Поэзия Блока – это классика, это вечное, волнующее, непреходящее... Это чистый и живительный родник любви – земной и неземной…» - прозвучало в последних строках вечера. Рекомендательный список литературы

Рассказ о судьбе и творчестве Блока сопровождали личные фотографии разных лет, а также фотографии его родных и близких, друзей и единомышленников, фотографии, запечатлевшие важнейшие события его жизни, а также места, ставшие знаковыми в его судьбе, одним из которых стало милое его сердцу Шахматово.



В рамках вечера-портрета была представлена выставка-посвящение А. Блоку «Вечный рыцарь Печального образа».

Сочинение

I. А. Блок – представитель русского символизма.

II. Эволюция поэтической символики Блока.

1. Раннее творчество Блока.

2. Символика стихотворения «Фабрика».

3. Символическое значение образа Незнакомки.

4. «Двенадцать» – поэма о революции.

III. От певца Прекрасной Дамы к певцу России.

Всякое стихотворение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, которые светятся, как звезды.

Александр Блок – один из ярких представителей «серебряного века» русской поэзии. Он начал свой творческий путь в среде символистов, а вскоре оказался не только самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-общественной позицией. Символизм – одно из самых сложных и противоречивых направлений в русской литературе. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».

А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, порою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют символы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символистами, использование символов в стихотворениях – одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира – это «божественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соловьева, мировой процесс – это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама – это символ любви, это символ самой жизни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего божества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо.
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо,
И молча жду, тоскуя и любя…

Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отражают окружающую действительность, противоречия капиталистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчаливо, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.

Одно из известных стихотворений А. Блока – «Незнакомка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Вечной Женственности, символ красоты и любви. Незнакомка – это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышенного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняющей красотой.

В поэме «Двенадцать», которая посвящена революции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, проходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Образ Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос – проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечности, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, – Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.

Творчество Блока – яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока – это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Преодоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.

Сочинение "Александр Блок-певец прекрасной дамы"

Эпоха 1900-х годов - эпоха лирики, .в которой по преимуществу отразились предчувствия, трево­ги, упования времени, сулившего «неслыханные пе­ремены, невиданные мятежи». Никто другой так беспощадно-искренне, так честно и мужественно не обнажал нам душу, зажатую в тисках времени, ког­да «раскололся мир и трещина пошла по сердцу поэ­та», как Александр Блок.

Блок, бесспорно, - первый лирик своего време­ни. Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души - вы­сший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота - это ранний Блок.

«Стихи о Прекрасной Даме» - явление, сто­ящее особняком в русской поэзии. Уже само назва­ние стоит вне традиции: культа Прекрасной Дамы наша поэзия не знала. Культ творит сам поэт. Это - высокое, верное, рыцарское служение юноши-поэта своей мечте о нездешней любви, беззаветное восхи­щение той, кто кажется ему высшим воплощением земного совершенства, царицей мира, Вечной Женст­венностью. Каждая встреча с ней - событие, имею­щее глубокий смысл, за ним - тайна.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду, - тоскуя и любя.

Для выражения несказанного нужны особенные слова-символы, слова-намеки. Такая поэзия живет в чистом, разреженном воздухе вершин.

Ты в белой вьюге, в снежном стоне

Опять волшебницей всплыла,

И в вечном свете, в вечном звоне

Церквей смешались купола.

Название «Стихи о Прекрасной Даме» - чуже­родное, романское, но Блок не поселяет ту, которой поклоняется, в средневековые замки. Та, которой имени нет, является ему среди русских полей и лу­гов, среди таинственной и прекрасной природы, рас­стилающейся за порогом гнахматовского дома: рус­ская лирика нерасторжима с русской природой.

В шахматовском уединении шла напряженная работа духа, а вернее, горение. «Я сильно светился», - вспоминал позже Блок «мистическое лето» 1901 года. Не только внешняя, но и духовная изолированность способствовали небывалому сосредоточе­нию поэтической мечты на идеале, принявшем не­земные, сверхчувственные формы. «Виденье, непо­стижимое уму», является юноше-поэту среди окрестных полей и лугов. Он предчувствовал ее («Предчувствую Тебя. Года проходят мимо...»), ви­дел ее («Молодая, золотая... шла Ты яркою сте­зею...») и утратил ее («Ты в поля отошла без возвра­та»).

Создавался «роман в стихах», в нем «деревен­ское преобладает над городским; все внимание на­правлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим ее с верой». Блок писал также об ощу­щаемом им в то время «необычайном слиянии с при­родой».

В «Стихах о Прекрасной Даме» нет собственно пейзажа, но есть фон, намеченный несколькими штрихами, но штрихами вполне конкретными, за ними угадывается шахматовская природа, лирика которой окутывает юношеские видения Блока.

Кругом далекая равнина

Да толпы обгорелых пней.

Внизу - родимая долина,

И тучи стелются над ней.

На этом фоне среди «знаков» - закатов, зорь, туманов происходит мистическое явление той, чье имя пишется поэтом с большой буквы. У нее множе­ство имен: Закатная Таинственная Дева, Дочь Све­та, Владычица Вселенной, Дочь Блаженной страны, Вечная Любовь, Хранительница Дева, Величавая Вечная Жена, Российская Венера. Она - Невозму­тимая, Тихая, Ясная, Певучая, Далекая, Светлая, Ласковая, Святая.

Целый день передо мною,

Молодая,золотая,

Ярким солнцем залитая,

Шла Ты яркою стезею...

О, взойди же предо мною

Не в одном воображеньи!

Но этому не суждено было сбыться. Произошло искажение.

Оно было предчувствовано («предчувствие изме­нения облика»): «Но страшно мне - изменишь об­лик Ты...» Уже тогда поклонников ненапечатанных еще стихов Саши Блока пугали эти строки. Чуть слышимый, приглушенный, вторгается диссонанс, где-то вдали маячит неясная тень двойника, сквозит тревога, что та на самом деле иная, что допустима подмена.

Ты обманут неизвестным:

За священные мечты

Невозможно бестелесным

Открывать свои черты.

Певец Прекрасной Дамы творит свой идеал в не­измеримом разрыве мечты с действительностью. И как ни вневременна Прекрасная Дама, а действи­тельность вторгается и в этот изолированный мир мечты, нарушая гармонию. Где-то таится пока еще смутное ощущение неблагополучия в большом мире и в душе поэта.

Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать...

А хмурое небо низко -

Покрыло и самый храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты - там.

Предтеча поэзии Блока - философия и лирика Владимира Соловьева. Юный Блок принял его поэ­зию как откровение. В стихах Вл. Соловьева звучит тема «подруги вечной», олицетворяющей «Вечную Женственность»: «Знайте же: вечная женственность ныне в теле нетленном на землю идет...» Блока его друзья воспринимали как продолжателя дела Вл. Соловьева.

Однако образ Прекрасной Дамы тускнел, раздва­ивался.

Начиналась страшная, никем не изжитая траге­дия души. В записной книжке 1904 года Блок при­знается, что Прекрасная Дама его покинула - на­всегда.

Она отошла «в поля без возврата». Единая на­правленность творчества - гимны той, всецелая по­груженность в мечту - исчезла, мир становится многообразен. Мир тревожный, страшный, но и вле­кущий.

Много нас - свободных, юных, статных -

Умирает, не любя...

Приюти ты в далях необъятных!

Как и жить и плакать без тебя!

Ты - уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцает вдали тот образ, который чем дальше, тем будет все ярче и светлее - образ Роди­ны.

Эпоха 1900-х годов - эпоха лирики, в которой по преимуществу отразились предчувствия, тревоги, упования времени, сулившего "неслыханные перемены, невиданные мятежи". Никто другой так беспощадно-искренне, так честно и мужественно не обнажал нам душу, зажатую в тисках времени, когда "раскололся мир и трещина пошла по сердцу поэта", как Александр Блок.

Блок, бесспорно, - первый лирик своего времени. Поэт вошел в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души - высший взлет, озаренность, романтический порыв, томление, предчувствие, восторг, душевная чистота - это ранний Блок.

"Стихи о Прекрасной Даме" - явление, стоящее особняком в русской поэзии. Уже само название стоит вне традиции: культа Прекрасной Дамы наша поэзия не знала. Культ творит сам поэт. Это - высокое, верное, рыцарское служение юноши-поэта своей мечте о нездешней любви, беззаветное восхищение той, кто кажется ему высшим воплощением земного совершенства, царицей мира, Вечной Женственностью. Каждая встреча с ней - событие, имеющее глубокий смысл, за ним - тайна.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Все в облике одвом предчувствую Тебя.
Весь горизовт в огве - и ясев нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.

Для выражения несказанного нужны особенные слова-символы, слова-намеки. Такая поэзия живет в чистом, разреженном воздухе вершин.

Ты в белой вьюге, в снежном стоне
Опять волшебницей всплыла,
И в вечном свете, в вечном звоне
Церквей смешались купола.

Название "Стихи о Прекрасной Даме" - чужеродное, романское, но Блок не поселяет ту, которой поклоняется, в средневековые замки. Та, которой имени нет, является ему среди русских полей и лугов, среди таинственной и прекрасной природы, расстилающейся за порогом шахматовского дома: русская лирика нерасторжима с русской природой.

В шахматовском уединении шла напряженная работа духа, а вернее, горение. "Я сильно светился", - вспоминал позже Блок "мистическое лето" 1901 года. Не только внешняя, но и духовная изолированность способствовали небывалому сосредоточению поэтической мечты на идеале, принявшем неземные, сверхчувственные формы. "Виденье, непостижимое уму", является юноше-поэту среди окрестных полей и лугов. Он предчувствовал ее ("Предчувствую Тебя. Года проходят мимо..."), видел ее ("Молодая, золотая... шла Ты яркою стезею...") и утратил ее ("Ты в поля отошла без возврата").

Создавался "роман в стихах", в нем "деревенское преобладает над городским; все внимание на правлено на знаки, которые природа щедро давала слушавшим ее с верой". Блок писал также об ощущаемом им в то время "необычайном слиянии с природой".

В "Стихах о Прекрасной Даме" нет собственно пейзажа, но есть фон, намеченный несколькими штрихами, но штрихами вполне конкретными, за ними угадывается шахматовская природа, лирика которой окутывает юношеские видения Блока.

Кругом далекая равнина,
Да толпы обгорелых пней.
Внизу - родимая долина,
И тучи стелются над ней.

На этом фоне среди "знаков" - закатов, зорь, туманов происходит мистическое явление той, чье имя пишется поэтом с большой буквы. У нее множество имен: Закатная Таинственная Дева, Дочь Света, Владычица Вселенной, Дочь Блаженной страны, Вечная Любовь, Хранительница Дева, Величавая Вечная Жена, Российская Венера. Она - Невозмутимая, Тихая, Ясная, Певучая, Далекая, Светлая, Ласковая, Святая.

Целый день передо мною,
Молодая, золотая.
Ярким солнцем залитая,
Шла Ты яркою стезею...
О, взойди же предо мвою
Не в одном воображеньи!

Но этому не суждено было сбыться. Произошло искажение.

Оно было предчувствовано ("предчувствие изменения облика"): "Но страшно мне - изменишь облик Ты..." Уже тогда поклонников ненапечатанных еще стихов Саши Блока пугали эти строки. Чуть слышимый, приглушенный, вторгается диссонанс, где-то вдали маячит неясная тень двойника, сквозит тревога, что та на самом деле иная, что допустима подмена.

Ты обманут неизвестным:
За священные мечты
Невозможно бестелесным
Открывать свои черты.

Певец Прекрасной Дамы творит свой идеал в неизмеримом разрыве мечты с действительностью. И как ни вневременна Прекрасная Дама, а действительность вторгается и в этот изолированный мир мечты, нарушая гармонию. Где-то таится пока еще смутное ощущение неблагополучия в большом мире и в душе поэта.

Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать...
А хмурое небо низко -
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты - там.

Предтеча поэзии Блока - философия и лирика Владимира Соловьева. Юный Блок принял его поэзию как откровение. В стихах Вл. Соловьева звучит тема "подруги вечной", олицетворяющей "Вечную Женственность": "Знайте же: вечная женственность ныне в теле нетленном на землю идет..." Блока его друзья воспринимали как продолжателя дела Вл. Соловьева.

Однако образ Прекрасной Дамы тускнел, раздваивался.

Начиналась страшная, никем неизжитая трагедия души. В записной книжке 1904 года Блок признается, что Прекрасная Дама его покинула - навсегда.

Она отошла "в поля без возврата". Единая направленность творчества - гимны той, всецелая погруженность в мечту - исчезла, мир становится многообразен. Мир тревожный, страшный, но и влекущий.

Много ипс - свободных, юных, статных -
Умирает, не любя...
Приюти ты в далях необъятных!
Как и жить и плакать без тебя!

Ты - уже с маленькой буквы. Здесь путеводным огоньком мерцает вдали тот образ, который чем дальше, тем будет все ярче и светлее - образ Родины.