Главный калибр линкоров типа «Cоветский Cоюз. Вооружение Устройство башни главного калибра способы прицеливания

в Избранное в Избранном из Избранного 7

В начале второй половины XIX в. бортовое расположение корабельной артиллерии вступило в неразрешимое противоречие, как со вновь создаваемыми артиллерийскими системами, так и с требованиями тактики нарождающегося парового броненосного флота. Рост калибра и длины орудий, значительное увеличение реакции выстрела привели к необходимости введения металлических орудийных станков, что в совокупности резко ухудшало весогабаритные характеристики установок. При одном и том же водоизмещении корабль «мог себе позволить> меньшее количество орудий, нежели раньше, а их деление на батареи правого и левого бортов еще более сокращало огневые возможности. С другой стороны, появление паровых машин, позволяло кораблю независимо от ветра энергично маневрировать в бою и занимать, в том числе, позиции на носовых и кормовых курсовых углах цели, там, где противник не мог использовать бортовую артиллерию.

Требования тактики применять наибольшее количество стволов артиллерии на любых курсовых углах привело сначала к попыткам использования подвижных орудий, которые могли перемещаться по специальным рельсам в нужных направлениях, а затем к созданию вращающихся орудийных установок - башен и барбетов. Первым башенным броненосцем должен был стать «Роял Соверен», переоборудуемый англичанами из деревянного винтового трехдечного линейного корабля; однако пока шла переделка, в Северной Америке в 1862 г. построили и опробовали в бою первый в мире башенный броненосец «Монитор». Идея монитора пришлась «по вкусу» ведущим морским державам, аналогичные корабли начали строить и в России, причем башенные установки почти полностью повторяли свой американский прототип. Как видно из рис. 1, на платформе располагались два 229-мм орудия, которые для заряжания с дула и во время перехода морем втягивались внутрь башни, пушечные амбразуры закрывались тяжелыми вращающимися ставнями. Нижней своей частью башня лежала на палубе, и для ее поворота требовалось поднять всю конструкцию на центральном штыре с помощью клина, загонявшегося под него раздвижным упором. Механизм горизонтального наведения находился вне башни и связывался с зубчатым погоном посредством червячной передачи; естественно такая башня не могла отслеживать движущуюся цель, и для точной наводки приходилось маневрировать кораблем.


Башенные установки прошли слож­ ный эволюционный путь и достигли совершенства накануне второй мировой войны. Современная артиллерийская башенная установка состоит из качаю щейся, вращающейся и неподвижной частей. Под качающейся частью пони­ мается орудие с механизмами верти­ кального наведения, а под вращающей­ ся - собственно бронированная башня с механизмами горизонтального наве­ дения, подачи боеприпасов и заряжа­ния орудий, с прицелами и т. д. У ба­шен крупного калибра внизу монти­ руется цилиндрическая конструкция, включающая одну или несколько пло­ щадок, служащих для перегрузки бое­ запаса с невращающейся части на вра­щающуюся и соединенные с боевым от­ делением, т. е. с самой башней, подъ­емниками. Неподвижная часть пред­ ставляет собой бронированный верти­кальный цилиндр («жесткий барабан»), по верхнему ободу которого на спе­ циальных шарах или катках поворачи­вается в горизонтальной плоскости баш­ ня, внутри цилиндра располагаются тракты подачи боеприпасов к орудиям, а в нижней его части имеются прохо­ ды для сообщения с погребами. До первой мировой войны и погреба бое­припасов находились внутри цилиндра, но в Ютландском бою в башни глав ного калибра нескольких линейных крейсеров англичан попали крупные снаряды противника, пробили верхнюю броню и разорвались внутри. Это вы­ звало воспламенение подготовленных к заряжанию зарядов в боевом отделе­ нии башен и трактах подачи; образо­вавшийся мощный форс огня ударил в погреб и вызвал взрыв боезапаса, при­ ведший к гибели кораблей. Аналогич­ная трагедия произошла и с нашим линкором «Марат» 23 сентября 1941 г. в Военной гавани Кронштадта; прав­ да взрыв носового погреба главного калибра не привел к полному уничто­ жению корабля - после ремонта он использовался как плавучая батарея, ведя огонь по противнику из оставших­ ся трех башен.

Первой советской артиллерийской башней стала установка Б-1-К для крейсера «Красный Кавказ»; специфи­ ка состояла в том, что она создава­ лась не для вновь спроектированного, а для достраивавшегося по новому проекту старого корабля. В частности, эта одноорудийная башня имела сла­ бое бронирование, но зато позволяла обеспечивать небывало большой угол возвышения и заряжание на всех этих углах. К недостаткам Б-1-К нужно от­ нести отсутствие системы продувания орудийного ствола, что приводило к большой загазованности, особенно при интенсивной стрельбе, не предусматри­вались дальномер и башенный автомат стрельбы, и потому в случае выхода из строя центрального артиллерийского по­ ста огонь можно было вести только «на глазок». В целом же следует от метить, что создание Б-1-К явилось закреплением советскими специалиста­ ми русского опыта.

К моменту вступления в строй «Красного Кавказа» на повестке дня уже стоял вопрос о постройке первых советских крейсеров типа «Киров». Проектировщики стремились не выйти за рамки назначенных водоизмещения и главных размерений, но в тоже вре­ мя во чтобы то ни стало вооружить их 180-мм орудиями, что привело к со­зданию трехорудийной башни МК-3-180 (МК - морская корабельная), в кото рой все орудия Б-27 (Б - завод изго­товитель «Большевик») размещались в одной люльке, т. е. вертикальное на­ ведение всех стволов осуществлялось одновременно и одним наводчиком. Это заметно уменьшило ширину установки, но снизило живучесть, так как закли­ нивание одного орудия сразу приводи­ло к выводу из строя всей башни. МК-3-180 впервые в отечественном флоте оснастили дальномером и прибо­ рами управления стрельбой, в резуль­ тате чего каждая башня могла само­ стоятельно вести огонь по назначен­ ной цели, что повышало боевые воз­ можности в целом.


Завершают развитие артиллерий­ ских башен главного калибра крейсе­ ров установки МК-5 (рис. 2), которы­ ми вооружали корабли типа «Чапаев» и «Свердлов». Они унаследовали все лучшее от своих предшественниц. Каждое из орудий имело индивидуаль­ ное вертикальное наведение, башни оснащались дальномерами и автомата­ ми стрельбы, снаряды и заряды пода­ вались к каждому орудию отдельными элеваторами, причем заряды - в асбе­ стовых пеналах. Все это повышало взрывопожаробезопасность башен, обе­ спечивало автономность каждого ору­ дия и в целом увеличивало скорость подачи боезапаса. У МК-5 должна была быть «родная сестра» - башня МК-9, которая однако так и не во­ плотилась в металле; она предназна­ чалась для противоминного калибра ли­ нейного корабля «А», впоследствии проект 23 («Советский Союз»). Эта, совершенно идентичная МК-5 башня, отличалась бы только неподвижной частью, что диктовалось спецификой бортового расположения на линкоре. Но впоследствии четыре трехорудий ных башни в проекте заменили шестью двухорудийными МК-4, представлявши­ ми собой уменьшенный вариант МК-9, но без дальномера. Для противоминно­го калибра начатых постройкой тяже­ лых крейсеров типа «Кронштадт» спро­ ектировали башню МК-17, которая от­ личалась от МК-4 только бронирова­ нием и массой. Следует упомянуть и о 240-мм орудийных башнях, проекти­ ровавшихся для советского рейдера, способного нести, в том числе, более десяти гидросамолетов, торпедные кате­ ра и сверхмалые подводные лодки. При массе 584 т, диаметре шарового погона 7100 мм башню хотели оснастить 10-м дальномером, обеспечить 240-мм ору­ диям с длиной ствола 60 калибров углы возвышения от -5° до 60° и ско­ рострельность 2,7-5 выстрелов в ми­нуту.


С принятием решения по строитель­ ству в нашей стране линейных кораб­лей, началась разработка и артилле­ рийских башен для их главного калиб­ ра- 406-мм трехорудийной МК-1 (рис. 3) для проекта 23 и 305-мм трех­ орудийной МК-2 (рис. 4) для проекта 25. После перехода к разработке лин­ кора проекта 64 началось проектирова­ ние 356-мм трехорудийной башни МК-12, во многом повторявшей МК-1, только вместо шаров в ее основании предусматривались более простые по технологии изготовления катки. От по­ стройки этих линкоров тоже отказа­ лись, отпала необходимость и в МК-12; но зато конструкторы приступили к созданию проекта тяжелых крейсеров ти­ па «Кронштадт:». Эти корабли предна­ значались, в том числе, для борьбы с вашингтонскими крейсерами, вооружен­ ными 203-мм артиллерией, и должны были нести три 254-мм трехорудийные башни МК-13. Однако рассмотрение эскизного проекта Комитетом обороны 22 июня 1938 г. завершилось переори­ ентированием их против германских линкоров типа «Шарнхорст» и воору­ жением 305-мм артиллерией. Началась разработка трехорудийных башен МК-15. Но на этом перипетии с глав­ ным калибром первых советских тяже­лых крейсеров не закончились.

1 августа 1938 г. в Чехословакию прибыла советская делегация во главе с директором завода «Большевик» Д. Ф. Устиновым и заключила дого­ вор об открытии в Праге совместного КБ при фирме «Шкода». Ожидалась разработка 280-мм трехорудийной баш­ни с длиной ствола орудий 55 калиб­ ров при максимальном угле возвыше­ ния 45°, дальностью стрельбы 42 км и массе снаряда 360 кг (масса башни по­ рядка 650 т). Но в октябре начался Судетский кризис и создать КБ не удалось. После установления в следую­ щем году «теплых» отношений с фаши­ стской Германией, наряду с покупкой у нее трех строящихся тяжелых крей­ серов типа «Принц Ойген», линейного корабля «Тирпиц», 406-мм двухорудий ных башен заложенных линкоров «Н» и « I », мы хотели приобрести вооруже­ ние главного калибра планировавших­ ся к постройке линейных крейсеров «О», «Р» и «О» с 380-мм двухорудий ными башнями. Однако 8 декабря 1939 г. Гитлер принял решение об от­ казе в продаже двух тяжелых крейсе­ ров из трех и башен с заложенных линкоров, а затем отпал вариант с по­ купкой 380-мм башен для «Кронштад­ та».


Оценивая опыт гражданской войны в Испании, где произошел ряд боевых столкновений на море, советское воен­ но-морское руководство сделало вывод о возросшей угрозе штурмовой авиации и сочло необходимым свести до мини­ мума количество незащищенного лич­ ного состава на верхней палубе, укрыв всех в бронированные рубки и башни. Реализуя эту концепцию, приступили к созданию артиллерийских башен глав­ного калибра для эскадренных мино­ носцев и их лидеров, причем совершен­но идентичные 130-мм двухорудийные башни, получившие обозначение Б-2-М и Б-2-Л, отличаясь лишь брони­ рованием - модификация «Л» имела 13-мм лобовую броню при 10-мм остальной, а модификация «М» соот­ ветственно 10- и 6-мм. В отличие от башен более крупных калибров, на этих отсутствовали вращающиеся пере­ грузочные площадки - вместе с баш­ней вращались сами снарядные и за­ ствлялась в подбашенном отделении, куда из погреба подавались снаряды, а заряды поступали из погреба снача­ ла в соседнее помещение, а уже от­ туда через турникеты в подбашенное отделение. Отсутствовали в этих баш­ нях дальномеры, но предусматривались автоматы стрельбы. После ряда прора­ боток командование ВМФ пришло к выводу о нецелесообразности иметь две модификации и приняло на воору­ жение компромиссный по бронирова­нию вариант Б-2-ЛМ (рис. 5). Но пер­ вые башни, предназначавшиеся для ли­ дера «Ташкент», отличались от серий­ных неподвижной частью и обознача­ лись Б-2-ЛМ-И (итальянская). Дело в том, что на этом корабле для носовых башен имелись отдельные снарядные и зарядные погреба, а для кормовой ба­ шни весь боезапас хранился в одном помещении. Серийные Б-2-ЛМ предна­значались для эсминцев проекта 30, ли­деров проекта 48 (тип «Киев»), прора­ батывался вариант перевооружения ими крейсера «Красный Кавказ», а также применения на различных проектах тя­ желых кораблей в качестве противо­ минного калибра. Однако унифициро­ ванная башня Б-2-ЛМ не могла удов­ летворить все требования моряков, и появляется ее более забронированный аналог - Б-28. Эта башня предназна­ чалась для речных кораблей, в част­ ности, для амурских мониторов типа «Хасан». Новая башня отличалась бо­ лее сложной конфигурацией брони, от­сутствием центральной переборки, дел ившей боевое отделение на орудийные отсеки, прицелом, ручным вертикальным наведением орудий. С учетом малой высоты борта и осадки мониторов пере­ грузочное отделение Б-28 оказалось по сути дела в погребе, что позволило со­кратить количество перегрузок, а, сле­довательно и расчет башни.


Оригинальную, девятиугольную в плане 100-мм двухорудийную башню МК-2-4 (МБ-2-4-45) создали для днеп­ровских мониторов. Она вращалась во­ круг 750-мм трубы, на которой размещался главный командный пункт. Но это было сделано на мониторах типа «Железняков> (проект СБ-37), а вот на их предшественнике «Активном» (проект СБ-30) РКП просто установи­ ли на крыше башни и он вращался вместе с ней. Кроме этой башни на речных кораблях устанавливали 130-мм одноорудийные башни (монитор «Удар­ ный»), 85-мм одноорудийные МК-85 (шхерные мониторы) и одноорудийные 152-мм и двухорудийные 120-мм (амур­ские мониторы).

Таким образом в предвоенные го­ ды советскими конструкторами были созданы артиллерийские башни глав­ ных и противоминных калибров для всех классов боевых кораблей.

Рисунки Ю. В. Апалькова

1 ЦГАВМФ СССР, ф. Р-840, он. 22, д.д. 306, 564, 679, 1574, оп. 23, д.д. 24, 63; ф. Р-891, оп. 3, д.д. 1444, 1687, 3216, 3386, 3517, 3637, 3638; ф. Р-441, оп. 6, д. 13.

За все годы войны ему так и не удалось сблизиться с американскими линкорами на дистанцию действия своей чудовищной артиллерии, и он погиб, так и не увидев врага под ударами палубной авиации невидимых авианосцев. В своем последнем бою «Ямато» сбил пять и повредил двадцать американских самолетов — ничтожная цена за самый дорогой корабль мира. Это была последняя точка в истории морских исполинов — больше нигде в мире дредноутов не строили.

Сверхдредноуты

А началась эта последняя глава в истории сверхкораблей 23 октября 1911 года, когда британский премьер Маккенна назначил военно-морским министром 36-летнего сэра Уинстона Черчилля. Через несколько недель Черчилль сделал в Глазго программное заявление: «Английский флот является необходимостью для нас, а если подходить с определенной точки зрения к германскому флоту, то для немцев он в основном роскошь.

С нашей военно-морской мощью непосредственно связано само существование Англии. В ней залог нашего существования. Для немцев же военно-морская мощь — это экспансия». Черчилль, озабоченный качественным превосходством германской корабельной артиллерии, предложил увеличить калибр пушек линкоров до 381 мм. «Я немедленно решил пойти на порядок выше, — вспоминал в мемуарах Черчилль, — и во время регаты намекнул на это лорду Фишеру. Не меньше чем 15 дюймов для линкоров и линейных крейсеров новой программы».


И вот 21 октября 1912 года был заложен первый в мире сверхдредноут «Куин Элизабет» водоизмещением 33 000 тонн и скоростью 24 узла. Вооружение состояло из восьми 381-мм пушек MK.1 в четырех башнях. Чтобы представить себе всю мощь новой артиллерии, заметим, что масса 15-дюймового (381-мм) снаряда составляла 885 кг — в 2,3 раза больше, чем у 12-дюймового! Опытное 15-дюймовое орудие с длиной ствола 42 калибра военный завод в Эльзвике изготовил всего за 4 месяца. Результаты испытаний превзошли все ожидания. Точность стрельбы даже на максимальную дальность (на полигоне — 32 км; у корабельных установок из-за меньшего угла возвышения стволов дальность не превышала 21,4 км) была просто превосходной.


Немецкий линкор «Бисмарк», оснащенный восемью 381-мм орудиями, потерпел поражение в битве с английскими военными кораблями в мае 1941 года. В линкор врезались две торпеды, повредив винты, разбив рулевую машину и заклинив рули. 27 мая «Бисмарк» затонул в водах Северной Атлантики.

Подобно «Дредноуту», «Куин Элизабет» могла поразить любой линкор мира и спокойно уйти при необходимости. Пять кораблей типа «Куин Элизабет» вошли в строй уже в ходе войны, в январе 1915 — феврале 1916 годов. Годом позже в строй вошли еще пять линкоров типа «Риведж» с аналогичным вооружением. Немцы с некоторой задержкой ответили постройкой четырех собственных сверхдредноутов, головной из которых, «Баден», водоизмещением 28 500 тонн и скоростью 22 узла, был заложен в 1913 году. Артиллерия главного калибра была представлена восемью 380-мм пушками с дальностью стрельбы 37,3 км.

Ограничение морских вооружений

В начале 1920-х годов «победители» Англия и США решили ограничить гонку морских вооружений. 6 февраля 1922 г. делегаты США, Англии, Японии, Франции и Италии подписали трактат «об ограничении мор-ских вооружений», согласно которому устанавливались следующие соотношения размеров линейного флота: США: Англия: Япония: Франция: Италия — 5: 5: 3: 1,75: 1,75. В итоге Англия получила право иметь двадцать линкоров общим водоизмещением 558 950 т, США  восемнадцать линкоров (525 850 т), Япония — десять линкоров (301 320 т), Франция — десять линкоров (221 170 т), Италия — десять линкоров (182 800 т). Державы, подписавшие соглашение, обязывались не покупать и не строить линкоры водоизмещением более 35 тыс. т и не вооружать их орудиями калибром более 16 дюймов (406 мм). Общий тоннаж линей-ных кораблей, могущий подлежать заменен, не должен был превы-шать: для США и Англии — 525 000 т., для Японии — 315 000 т, для Франции и Италии — по 175 000 т. Таким образом, Англию вынудили отступить от ее принципа иметь флот, равный соединенному флоту двух сильнейших морских держав.

Между тем у англичан появилась очередная военно-морская идея: слабо бронированные, но быстроходные корабли размером с дредноут. Назвали их довольно забавно — «большие легкие крейсера». Три таких судна, «Корейджис», «Глориус» и «Фьюриес», водоизмещением 23 000 тонн и скоростью 31−32 узла, были заложены в марте-июне 1915 года. Первые два корабля были вооружены четырьмя 381-мм пушками в двух башнях, а «Фьюриес» — двумя 457-мм и четырьмя 140-мм. Чудовищные 457-мм пушки с весом ствола в 150 тонн стреляли полуторатонными снарядами на дальность 27,4 км. Однако «большие легкие крейсера» оказались слишком уязвимыми для огня противника, и по окончании Первой мировой войны их переделали в авианосцы.


Для съемок японского фильма «Ямато для мужчин» был создан макет линкора в натуральную величину (длина 263 м, ширина 40 м).

Три орудия

Из других государств первыми подняли калибр орудий своих дредноутов США — с 305 мм до 356 мм. В 1911 году были заложены «Нью-Йорк» и «Техас», вошедшие в строй весной 1914 года. Их водоизмещение составило 28 400 тонн, скорость — 21 узел, а вооружение — десять 356-мм и двадцать одна 127-мм пушка. Любопытно, что американцы впервые применили трехорудийные башни главного калибра. Затем в США построили еще два корабля с тем же вооружением. А вот дредноут «Пенсильвания», заложенный 27 октября 1913 года, при водоизмещении 32 600 тонн имел уже двенадцать 356-мм орудий. Всего же в США было введено в строй семь линкоров с двенадцатью 356-мм пушками.


24 апреля 1917 года был заложен новый супердредноут «Мэриленд» с восемью 406-мм орудиями в четырех башнях. Серия из четырех таких кораблей вошла в строй в 1917—1923 годах, чуть позже к ним присоединились шесть огромных линейных крейсеров типа «Лексингтон» с аналогичным вооружением. Параллельно в 1920 году были заложены шесть сверхдредноутов типа «Южная Дакота» (South Dacota), несущих двенадцать 406-мм орудий. В Японии первые 356-мм орудия появились на четырех линкорах типа «Конго» в 1913—1915 годах. А в 1917 году вступил в строй линкор «Нагато» с восемью 410-мм орудиями.

Казенные корабли

30 июня 1909 года четыре дредноута были заложены на казенных заводах Петербурга: «Петропавловск» и «Севастополь» — на Балтийском, а «Гангут» и «Полтава» — на Адмиралтейском, с двенадцатью 305-мм орудиями главного калибра. Об этих кораблях немало написано в нашей литературе, и я ограничусь лишь очень кратким замечанием о том, что артиллерия на них была расположена неудачно, бронирование тоже оставляло желать лучшего. На момент закладки огневая мощь российских кораблей не уступала британским дредноутам, но к началу 1915 года, ко времени ввода в строй, они существенно проигрывали линкорам с 343-мм и 381-мм пушками. Поэтому Морское министерство решило увеличить калибр орудий, и 19 декабря 1913 года на казенных верфях Петербурга были заложены четыре линейных крейсера типа «Бородино» полным водоизмещением 36 646 т, вооруженных двенадцатью 356-мм орудиями каждый.


Уинстон Черчилль поздравляет команду крейсера «Эксетер» с возвращением на родину, стоя на стуле под 6-дюймовыми орудиями.

Одновременно шло проектирование новых линейных кораблей. В начале 1914 года заместитель начальника Морского Генштаба по кораблестроению, капитан 1-го ранга Ненюков предоставил морскому министру Григоровичу «Основные задания для линейных кораблей Балтийского моря». По мнению Генштаба, орудия линкоров на дистанции 100 кабельтовых (18 520 м) должны были пробивать по нормали броню, равную по толщине калибру орудия. Рассмотрев характеристики современных 14-, 15- и 16-дюймовых орудий, сотрудники Генштаба пришли к выводу, что «при соблюдении почти тех же баллистических данных преимущество остается за 16-дюймовыми орудиями».

В начале 1914 года в Артиллерийском отделении Главного управления кораблестроения была спроектирована 406/45-мм пушка, по устройству близкая к 305-мм и 356-мм пушкам. В апреле 1914-го Обуховскому заводу был выдан заказ на изготовление опытной 406-мм пушки к концу 1915 года. Параллельно фирме «Виккерс» за 27 000 фунтов стерлингов была заказана 406/45-мм пушка несколько иной конструкции — в частности, с двумя внутренними трубами. Баллистические данные по проекту были следующие: вес снаряда 1128 кг, вес заряда 332 кг, начальная скорость 758 м/с.


460-мм орудия суперлинкора «Ямато» были применены в боевых условиях всего один раз: 25 октября 1944 года у острова Самар (Филиппины).

Первое испытание опытной 406-мм пушки, изготовленной фирмой «Виккерс», было проведено 22 августа 1917 года на полигоне фирмы неподалеку от города Эксмилз. В январе 1914-го Морское министерство выдало тактико-техническое задание на проектирование линкора для Балтийского моря. Он должен был иметь двенадцать 406-мм орудий в трех- или четырехорудийных башнях, а также двадцать четыре 130-мм пушки. Скорость линкора должна была составить 25 узлов, дальность плавания — 5000 миль. Толщина главного броневого пояса по ватерлинии — 280 мм.

Если бы такой линкор удалось построить, то он бы по артиллерийскому вооружению превосходил любой линкор мира, построенный до 1946 года, кроме японских линкоров типа «Ямато» с 460-мм артиллерией. Однако в 1917 году в России грянула революция, и проекты русских сверхдредноутов остались на бумаге.


Дорогие игрушки

По иронии судьбы сверхдорогим суперлинкорам практически не удалось повоевать. Единственное классическое линкорное сражение Первой мировой войны — Ютландская битва, в которой приняли участие четыре суперлинкора класса «Куин Элизабет» — «Барэм», «Уорспайт», «Вэлиент» и «Малайя», — закончилось не в пользу англичан (четырнадцать кораблей суммарным тоннажем 111 000 тонн и 6784 матроса и офицера убитыми против одиннадцати германских кораблей (62 000 тонн) и 3058 человек личного состава), несмотря на то, что по калибру немецкие линкоры уступали английским (самый крупный немецкий калибр в том сражении был 305 мм против 381 мм у англичан).

Во Второй мировой войне роль суперлинкоров была и вовсе комичной — в боевых действиях приняли участие только два японца — «Ямато» и «Мусаси». 460-мм орудия «Ямато» были применены в боевых условиях только один раз: 25 октября 1944 года у острова Самар (Филиппины). Несколько снарядов пробили насквозь американские конвойные авианосцы, но не взорвались, поскольку взрыватели были рассчитаны на броню линкоров. Большую же часть времени страны, владеющие суперлинкорами, прятали свои сверхдорогие игрушки на защищенных рейдах, но все равно большинство из них были потоплены авиацией противника. До нынешнего времени в строю осталось всего два суперлинкора — американские «Айова» и «Висконсин» (по девять 406-мм орудий), которые используются скорее как психологическое, чем как реальное оружие.

В книге освещена история проектирования, строительства и боевой службы германских дредноутов – линейных кораблей типа "Нассау". Подробно дано описание устройства этих кораблей. Описаны морские операции и сражения первой мировой войны и, в первую очередь, Ютландского боя, в котором участвовали эти корабли.

Артиллерия главного калибра

Артиллерия главного калибра

На линкорах типа "Нассау" артиллерию главного калибра из двенадцати 280-мм скорострельных морских орудий (типа SKL/45 с длиной канала ствола 45 калибров – 12600 мм в башенных лафетах на поворотной орудийной платформе образца 1907 г.) попарно установили в шести статически уравновешенных (отбалансированных) орудийных башнях. Важным нововведением было применение на них башенных дальномеров.

Орудия разместили на спаренных лафетах с возможностью раздельного вертикального наведения в башенных установках новой конструкции. Согласно Conwey , вес ствола 280-мм орудия с затвором составлял 39,17 т, против 58 т 305-мм орудия линкора "Дредноут".

Каждый орудийный ствол имел для отката салазки. Лафеты установили во вращающиеся орудийные столы, опиравшиеся на расположенные в неподвижных основаниях барбетов шаровые опоры.

Согласно Conwey , угол возвышения составлял + 20° с дальностью стрельбы 20400 м (110 кбт.); согласно Groner и источнику , угол снижения стволов орудий -6°. угол возвышения +20° с дальностью стрельбы 18900 м (102 кбт.). позже, с принятием на вооружение нового снаряда, дальность стрельбы увеличилась до 20400 м (110 кбт.); согласно источнику . угол возвышения +20° с дальностью стрельбы полным зарядом 21000 м (113 кбт.).

Установки обеспечивали угол возвышения орудий +20°, угол снижения для бортовых башен -6°, а для башен в оконечностях -8°, поскольку на кораблях были установлены башни двух (имевших некоторые отличия)типов.

Бортовые башни более раннего выпуска носили литерное обозначение Drh.L.C/06 – вращающийся лафет образца 1906 г. и занимали пространство до броневой палубы, установленные по ДП башни Drh.L.C/07 – вращающийся лафет образца 1907 г.. занимали пространство до нижней палубной платформы.

Основные различия были вызваны тем. что бортовые башни, несмотря на большую ширину корабля, из-за недостатка места пришлось устанавливать так, что барбеты почти касались бортов корабля. Вследствие этого нельзя было расположить транзитные элеваторы между погребом боезапаса и башней, поскольку элеваторы и загрузочная камера попали в район противоминной защиты. Вместо этого спроектировали и установили бронированные элеваторы, которые проходили из находящегося за противоминной переборкой погреба боезапаса в расположенную под погоном башни батарейную палубу.

Снаряды и заряды поднимали из находящегося в подводной части корабля погреба боезапаса по вертикальному бронированному элеватору на батарейную палубу, расположенную ниже вращавшейся вместе с башней орудийной платформы. Там, внутри барбета боеприпасы выгружали из элеватора, перевозили на специальной тележке на то место, где располагался подъёмник в башню, который подавал их на линию заряжания для последующей его досылки в канал ствола. Таким образом создали перегрузочную камеру.

Другую конструкцию использовали для 280-мм орудийных башен линейных крейсеров и спроектированных позднее 305-мм орудийных башен. Вскоре после 1890 г. начали применять вращающуюся орудийную платформу с подвешенным к ней элеватором боеприпасов. Впервые её установили на английском броненосце "Цезарь" (1895 г.) и в Германии на двух первых броненосцах типа "Кайзер" частично (носовые башни), на трех остальных полностью.

Здесь перегрузочная камера имела другую конструкцию и расположение: она и нижний элеватор, который выходил из погреба боеприпасов позади орудий, подвешивались к погону башни и вращались вместе с ней. Соединяющим звеном между погребом боеприпасов и бронированным подъемно-транспортным устройством в погребе боеприпасов был так называемый круговой вагон, то есть узкая вращающаяся платформа в погрузочном помещении погреба. При этом получалась значительно большая скорость стрельбы (три выстрела в минуту на ствол), чем при транзитном элеваторе, когда каждый раз производились две перегрузки на пути из порохового погреба до орудия.


Линейные корабли типа "Нассау"

(Поперечный разрез корпуса в районе миделя с указанием отсеков конструктивной подводной защиты)

Этому преимуществу сопутствовал тогда ещё неизвестный недостаток конструкции, проявившийся при попадании снаряда в скопление зарядов в перегрузочной камере. На линейном крейсере "Зейдлиц" в бою у Доггер-Банки 24 января 1915 г. это привело к выходу из строя башни и тяжёлым людским потерям. На 380-мм орудийных башнях линкора "Баерн" с самого начала отказались от перегрузочных камер, поскольку манипуляции со снарядами и зарядами такого большого веса были невыполнимы. Снова были установлены транзитные элеваторы и удовлетворились меньшей скорострельностью. Этот, различающийся только в деталях, способ подачи боеприпасов башен главного калибра сохранился до конца постройки линейных кораблей, поскольку он оказался наиболее целесообразен.

В целях унификации, чтобы иметь одинаковый тип башен на корабле, для "Нассау" и "Вестфалена" выбрали бронированные элеваторы, так-же и для расположенных по ДП башен. Однотипные с ними линкоры "Рейнланд" и "Позен" получили концевые башни уже с подвешенными к погонам элеваторами и перегрузочными камерами. Точно такие же бортовые башни смогли установить на следующем за ними линкоре "Остфрисланд", но уже дальше от борта вследствие большей ширины корабля.

Для более тщательной и надёжной работы всей башни, ускорения подачи боеприпасов, поворота башни и наводки орудия требовалось применение электрических или гидравлических приводов. В отличие от ранее построенных додредноутов, имевших башни с гидравлическим приводом, на новых кораблях немцы выбрали систему горизонтальной и вертикальной наводки с электроприводом. Электродвигатели соответствующей мощности установили на лафетах и поворотной орудийной платформе. Кроме того, наведение орудий можно было осуществлять и вручную.

В погребах боезапаса снаряд, основной и добавочный полузаряды перемещали при помощи механических устройств и приспособлений. Из погреба их подавали в перегрузочное отделение с помощью жёстких двойных подъёмников с электроприводом (элеваторов) или вручную. Отсюда при каждом заряжании посредством расположенного на лафете подъёмника с электроприводом боеприпасы поднимали в башню. В каждой башне имелось четыре подъемника, два для снарядов и два для зарядов. Для каждого ствола в качестве резервного имелся вспомогательный элеватор, осуществлявший подъём из перегрузочного отделения. Кроме того, все подъёмники и элеваторы имели ручной привод.

В перегрузочном отделении на батарейной палубе боеприпасы доставляли специальными транспортными устройствами в подъёмник и с его помощью к орудиям. Механизм для перегрузки боеприпаса в перегрузочное отделение разместили внутри башенного подкрепления. Для возврата боеприпаса в погреб и для смены типа снаряда снаружи башни предусмотрели подъёмник с ручным приводом, а для обмена снарядов между башнями использовали рельсовый путь на батарейной палубе. Для этой же цели в средней продольной переборке погребов боезапаса между 41 и 46-м шп. и 62 и 67- мшп. установили водонепроницаемые двери.

Погреба боезапаса расположили под башнями. Для перемещения боеприпасов в погребах использовали лебёдки как ручные, так и с электроприводом. Из погреба боеприпасы подавались с помощью подъёмников с электроприводом или вручную. В качестве резервного использовали лебёдки с ручным приводом. Рельсовый путь на промежуточной палубе, двери и сквозные проходы в подбашенных подкреплениях обеспечивали возможность транспортировки боеприпасов между отдельными башнями.

Во всех башнях снарядные и зарядные погреба расположили в подбашенном отделении. Снаряды и заряды хранили в стеллажах. Снарядные погреба находились на днище трюма под размещёнными на палубных платформах зарядными погребами, сгруппировав их ближе к ДП.

Погреба боеприпасов оборудовали рефрижераторными установками (кроме снарядных погребов бортовых башен), искусственной вентиляцией, и их можно было при необходимости затопить пли осушать посредством гибкого прорезиненного рукава.

Не возникло особенных вопросов п в отношении размещения башен. Все предшествующие проекты предполагали одинаковое расположение главной артиллерии, или как тогда говорили, "шесть башен по углам шестиугольника". Казалось, ничто иное никогда не будет приниматься во внимание.

В Англии при проектировании "Дредноута" и следующих за ним линкоров при расположении орудийных башен большое внимание уделялось направлению действия дульных газов при стрельбе. Конечно, в любом флоте этот фактор принимался во внимание, но для Англии он имел особенно важное значение, так как конструкция и месторасположение башенного колпака для установки прицела английских орудийных башен оказалось очень неудачным из- за воздействия на него дульных газов от орудий соседних башен. Это явилось основанием для знаменательного, но малоизвестного факта, отмеченного О. Парксом: "До линкоров типа "Куин Элизабет" на английских линкорах не смогли применить линейновозвышенное расположение башен. При этом были упущены существенные выгоды подобного расположения" (O. Parkes. "British Battleships").

Иначе к этому вопросу подошли в США. В ходе разработки проекта линкоров типа "Мичиган" здесь провели ряд опытовых стрельб, в результате которых выяснилось, что существовавшее до этого специальное прикрытие колпаков не выдержало испытаний. Был предпринят ряд специальных мер, направленных на ликвидацию этого недостатка, включая экранирование башенных колпаков по боковым стенкам. Это позволило создать корабль, ставший первым к мире линкором с классическим расположением двух линейно-возвышенных орудийных башен по оконечностям корабля.

В Германии смогли провести подобные испытания несколько позже, специально для линкоров типа "Кайзер", когда было решено применить на них линейно-возвышенные башни. Опыты проводились на полигоне Меррен, где уже была смонтирована башенная установка с двумя 280-мм орудиями для испытания брони последующих башенных установок. Во время проведений стрельб полученные замеры давления внутри башни, особенно в районе башенной амбразуры, показали, что стрельбу поверх крыши находящейся впереди башни можно вести без всяких опасений. В это время в строю флота Открытого моря уже почти год числился линейный крейсер "Мольтке" с линейно-возвышенным расположением кормовых башен.

Что касается линейно-возвышенного расположения башен на первом американском дредноуте "Мичиган", то в основе его проекта лежало не стремление получить возможно большие углы обстрела, а мощный бортовой залп при ограниченной длине цитадели и всего корабля вследствие жёсткого ограничения в водоизмещении (16 000 т), разрешенные Конгрессом США для новых линкоров. Не случайно, что подобное расположение башен стало классическим для линкоров гораздо позже, но ещё до этого были опробованы различные промежуточные решения – диагональное размещение средних башен, возвышенные башни в корме и другие.

К линейно-возвышенному расположению немцы и англичане, как и все другие страны, кроме США, ещё не пришли. Принятая же для проекта большая ширина корабля вполне позволяла разместить башни как это было сделано, чтобы иметь "огневой резерв" – так или примерно так размещались башни главного и промежуточного калибров на большинстве кораблей во всех флотах мира. Если исходить из этих соображений, то сходное размещение орудийных башен на линкорах "Дредноут" и "Нассау" можно хоть как-то объяснить, хотя оно. несомненно, означало нерациональное увеличение веса и личного состава, на "Дредноуте" меньше, на "Нассау" больше.

Таким образом, и англичане и немцы, учитывая опыт постройки и эксплуатации линкоров "Дредноут" и "Нассау", пришли к выводу, что в дальнейшем каждой орудийной башне необходимо создавать максимально допустимый сектор обстрела и всем башням обеспечить возможность ведения огня на оба борта. На артиллерию среднего калибра этот принцип не распространялся, поскольку небольшие потребности в весе и личном составе позволяли устанавливать её на корабле в значительном количестве.

У кормовой башни "D" ось вращения на всех линкорах располагалась по ДП на 23 1/2-м шп., у носовой башни "А" ось вращения располагалась по ДП на 83 1/2-м шп.. в передних бортовых башнях "В" (ПрБ) и "F" (ЛБ) оси вращения располагались на 64 1/2-м шп. и на 8,4 м от ДП. и в задних бортовых башнях "С" (ПрБ) и "Е" (ЛБ) оси вращения располагались на 43 1/2-м шп. и на 8,9 м от ДП. Расстояние между осями вращения носовой "А" и кормовой " D " башен составляло 72 м. между осями кормовой " D " и задних бортовых "С" и "Е" 24 м, между осями задних "С" и " Е" и передних "В" и " F " бортовых 25,2 м. между осями последних и носовой башни "А" 22,8 м.

Расстояние между осями вращения носовой "А" и кормовой "D" башен составляло 72 м. что с учетом внутреннего диаметра барбета 7,8 м требовало установки главного броневого пояса длиной не менее 79.8 м (фактически установили пояс длиной 78 м или 54% длины корпуса по КВЛ). против, соответственно. 67,8 м и 56% длины корпуса между перпендикулярами у додредноута "Дёйчланд" и около 90 м и 58% по КВЛ у линкора "Дредноут".

На линкорах типа "Нассау" сектора ведения огня башен составляли 280° для кормовой и носовой башен и 160° для всех бортовых. В сумме это составляло 1200° или по 200° на башню. При этом в различных секторах ведения огня действовало разнос число орудий. Погонный огонь в секторе 355°-5° (10°) и ретирадный в секторе 175°-185° (10°) могли вести шесть орудий. В секторе 5°-25°(20°) четыре орудия. 25°-40° (15°) шесть, 40°-140° (100°) восемь, 140°-155° (15°) шесть, 155°-175° (20°) четыре, ретирадный 175°-185° (10°) – шесть, 185°-205° (20°) четыре, 205°-220° (15°) шесть, 220°-320° (100°) восемь, 320°-335° (15°) шесть, 335°-355° (20°) четыре. Причём восемь орудий действовали в двух секторах обстрела, суммарно 200°; шесть в шести секторах обстрела, суммарно 80°; четыре в четырёх секторах обстрела, суммарно 80°. Погонный огонь в секторе 60° и ретирадный 40° могли вести четыре орудия.

На линкоре "Дредноут" сектора ведения огня башен составляли 285° для носовой башни. 300° для кормовой. 180° для двух бортовых и два сектора по 130° для четвертой башни. В сумме это составляло 1205° или по 241° на башню. При этом в различных секторах ведения огня действовало разное число орудий. Строго по носу и корме огонь могли вести шесть орудий. В секторе 0°-30° четыре орудия, 30°-142°30" (112°30") восемь, 142°30"-160° (17°30") шесть, 160°-200° (40°) четыре, 200°-217°30" (17°30") шесть, 217°30"-330° (112°30") восемь, 300°-0° (30°) четыре. Причём восемь орудий действовали в двух секторах обстрела суммарно 225°; шесть в двух секторах суммарно 35°: четыре в четырёх секторах суммарно 100°.

При высоте осей орудий над палубой 2,34 м высота осей орудий над КВЛ составляла для носовом башни "А" "Нассау" 7,75 м ("Позен" и "Рейнланд" 7.815 м), кормовой "D" "Нассау" 7,65 м ("Позен" и "Рейнланд" 7,745 м) и всех бортовых "Нассау" 7,6 м ("Позен" 7.715 м, "Рейнланд" передних "В" и "F" 7,725 м и задних " С " и " Е " 7,715 м).

Орудия стреляли двумя ("Рейнланд" тремя) типами снарядов одинакового веса по 305 кг (согласно Conwey , 302,4 кг) с начальной скоростью у среза ствола орудия 820 м/с.

Общий боекомплект (боевой запас) артиллерии главного калибра составлял 900 выстрелов (75 на ствол). Согласно источникам и , штатный боезапас "Нассау" и "Позен" включал 720 полубронебойных снарядов длиной 3,2 калибра (896 мм) с донным взрывателем и 180 сплошных стальных снарядов (болванок) длиной 3 калибра (840 мм), соответственно, 60 и 15 на ствол; согласно источнику , штатный боезапас "Рейнланд" равнялся 180 фугасных L/3,2 длиной 3,2 калибра (896 мм). 540 полубронебойных L/3.2 и 180 сплошных стальных снарядов (болванок) L/3. соответственно. 15, 45 и 15 на ствол, а также 900 полных зарядов (Pulverladung) к ним, против 800 или по 80 на ствол у линкора "Дредноут".

Полубронебойный снаряд длиной 3,2 калибра (896 мм) с донным взрывателем имел разрывной заряд (2.88) кг (2%). Окраска: красный с чёрной головкой. Второй тип длиной 3 калибра (840 мм) представлял собой сплошной стальной снаряд (болванку) с бронебойным колпачком. Окраска: голубой с чёрном окантовкой.

Единый для всех снарядов полный заряд состоял из основного полузаряда и добавочного. Важной особенностью было применение латунных гильз для основных полузарядов. Для добавочных полузарядов по-прежнему применялись двойные шелковые картузы и латунные пеналы, из которых заряды вынимались только перед заряжанием. Вес полного заряда равнялся 144,6 кг, включая 99 кг пороха марки RPC/06 (Rohrenpulver) образца 1906 г. Основной полузаряд весил 119 кг, включая 75 кг трубчатого (макаронного) пороха и гильзу весом 44 кг, добавочный 25,6 кг. включая и 24 кг пороха и шелковый картуз, против 117 кг кордита MD-45 (нитроцеллюлозного бездымного пороха) у линкора "Дредноут".

Сплошной стальной снаряд (болванка) длиной 3 калибра на дистанции 1000 м под углом встречи 60-90° пробивал 600-мм плиту прокатанной железной брони. 420-мм плиту брони-компаунд и 300-мм плиту поверхностно закалённой стале-никелевой брони. Полубронебойный снаряд длиной 3,2 калибра с донным взрывателем при попадании в плиту закалённой стале-никелевой брони под углом встречи 90° на дистанции 4000 м пробивал 413-мм плиту, на дистанции 8000 м – 319-мм. По официальным немецким данным, пробивная способность орудия у дульного среза составляла для стальной плиты 889 мм.

Сила отдачи орудия при стрельбе полным (основной и добавочный полузаряды) зарядом составляла 220 т, уменьшенным (основной полузаряд) 130 т. Конструкция 280-мм орудия обеспечивала прицельную скорострельность три выстрела в минуту.






На линкоре "Рейнланд": до (два фото вверху) и во время стрельб

В начале XX в. военное кораблестроение развивалось бурными темпами. В это время на смену батарейным броненосцам пришли эскадренные броненосцы. Важнейшим нововведением на кораблях данного типа стало оснащение башенной артиллерией главного калибра, хотя по инерции сохранялась размещаемая по борту артиллерия среднего и малого калибра. Считалось, что она будет эффективна при отражении атак миноносцев и для повреждения слабо бронированных частей вражеского броненосца. Башня артиллерии главного калибра на броненосцах времен русско-японской войны была сложным техническим сооружением. Устройство такой башни представлено на рис.1.

Рис.1. Устройство башни артиллерии главного калибра русского броненосца "Ретвизан" времен русско-японской войны.

Twin 305 mm Gun Turret - башня с двумя орудиями калибра 305 мм; The 12 inch/ 40 caliber M1892 gun was effective out to approximately 10, 000 yards - орудие M1892 калибром 12 дюймов и длиной ствола 40 калибров имело эффективную дальность стрельбы около 9000 м; 1. Armored door - броневая дверь; 2. Armored commander’s cupola - броневой колпак командира башни; 3. Breech - затвор орудия; 4. Gun layer’s cupola - броневой колпак наводчика; 5. Muzzle sight - мушка; 6. Pinion for cannons - цапфы; 7. Electrical controls for gun laying - электроприводы систем наведения орудий; 8. Turret rotation gear - ролик системы вращения башни; 9. Handwheel for turret rotation - штурвал ручного вращения башни; 10. Battery charger - зарядник в нижнем положении; 11. Electrical controls for ammunition feed - электропривод системы подачи боеприпасов; 12. Armored barbettes - броневые барбеты.

Управление башней главного калибра

Командир башни получал вычисленную дистанцию до цели от артиллерийского офицера на мостике посредством системы электрических циферблатов, установленных в башне. Если артиллерийский офицер устанавливал свой циферблат на 5000 ярдов, то эти данные мгновенно передавались командирам башен, и их циферблаты также устанавливались на эту дистанцию. Пеленг и азимут главной артиллерийской батареи тогда устанавливался вручную или с помощью электроприборов. Пороховые заряды и снаряд поднимались электрической тележкой из трюма, укладывались на специальный лоток и затем подавались в ствол орудия. Процедура зарядки орудий главного калибра русских броненосцев шла на 30-60 сек. медленнее, чем на японских кораблях. Но с учетом ограниченного боезапаса к орудиям главного калибра это едва ли сильно сказывалось в ходе долговременного сражения. Затем производился выстрел из орудий с помощью электропереключателя на японских кораблях и с помощью шнура на русских кораблях.

Рис.2. Гордость японского флота броненосец "Mikasa" в английском сухом доке в 1902 г. Заказанный в 1896 г. броненосец "Mikasa" класса "Majestic" служил в качестве флагманского корабля адмирала Того в ходе русско-японской войны.

Военно-морские флоты в период 1888-1905 гг. прошли переоснащение, поскольку появились первые эскадренные броненосцы, позже составившие класс линейных кораблей и заменившие корабли прежних поколений. Новые технические решения в области корабельной артиллерии, броневой защиты, взрывчатых веществ, связи и управления боем произвели поистине революционные изменения.

Теперь и Япония, и Россия основали свою военно-морскую мощь на линейных кораблях с двенадцатидюймовыми орудиями главного калибра в основном британской и французской постройки. Обе стороны готовили свои флоты к войне, и в период быстрых технических изменений легко было совершить ошибки, которые бы дорого стоили на поле боя. В ходе войны за преобладание на море в 1904-1905 гг. это было первое и последнее столкновение примерно равных по силам броненосцев до появления подводных лодок и боевой авиации.


Рис. 3. Русские броненосцы "Сисой Великий" (на переднем плане) и "Наварин" (на заднем), участники Цусимского сражения, решившего исход русско-японской войны.

При разработке концепции линейного корабля в период между 1873 и 1895 гг. были решены три основных проблемы, без решения которых концепция не могла быть реализована.

1. Была разработана конструкция башенной артиллерии на поворотных барбетах, при этом необходимо было в каждом конкретном случае решать сопутствующие вопросы - орудия какого калибра размещать в башнях, и какой должен быть объем боезапаса.

2. Нужно было определять, какой должна быть схема размещения артиллерии на борту броненосца и схема оптимального размещения броневой защиты на корпусе корабля.

3. Необходимо было решать вопрос выбора максимальной скорости хода броненосца и дальности автономного плавания.

Первые броненосцы имели ограниченное количество артиллерии и медленно заряжающиеся орудия главного калибра, а значит и малую скорострельность. На броненосцах ранней постройки башни были слишком большого веса, и проектировщикам приходилось утапливать башни в корпус броненосца, чтобы повысить остойчивость.

Изобретение поворотных барбетов уменьшило вес башни и позволило размещать их выше без потери мореходности и остойчивости корабля. На раннем этапе развития броненосцев снаряды гладкоствольных орудий не могли пробить даже однослойную броню.

Но в 1863 г. В Великобритании был разработан вариант бронебойного снаряда, получивший обозначение "Palliser", пробивавший броню толщиной до 10 дюймов. Хотя появление в 1870-х гг. многослойной брони снизило уязвимость броненосцев от попадания бронебойных снарядов противника, это привело в свою очередь к появлению артиллерии больших калибров и большей огневой мощи.

Французские ученые разработали новое взрывчатое вещество известное как мелинит и бездымный порох. Британия приобрела патенты на оба изобретения и усовершенствовала их в 1889 г.

Единственной проблемой, которую старались решить инженеры всех военно-морских держав было повышение скорострельности артиллерии главного калибра. Таким было состояние флотов, использующих в той или иной мере эти достижения инженерной мысли перед войной 1904-1905 гг.


Рис. 4. Русский броненосец французской постройки "Цесаревич" на ходовых испытаниях в Тулоне в 1903 г. Это был для своего времени один из самых современных броненосцев с сужающимися кверху обводами корпуса, поясом из броневых плит, бронепалубами и вспомогательной артиллерией в виде башен со спаренными орудиями.



Броненосец "Бородино" - характеристики


Водоизмещение - 14181 т
Длина общая - 121 м

Ширина - 23,2 м

Артиллерия на кораблях должна размещается так, чтобы орудия имели наибольший возможный угол обстрела и при этом им была обеспечена надёжная броневая защита, удобная подача боеприпасов и т. п. Исходя из этих требований и поставленных перед артиллерией задач, существуют различные варианты её расположения.

Размещение артиллерии на корабле

Корабельная артиллерия имеет множество вариантов размещения. По виду артиллерийские установки делятся на:

  • Установки башенного типа
  • Установки палубного типа
  • Установки палубно-башенного типа

Выбор типа артиллерийской установки зависит от поставленных целей и сферы ее применения. К примеру, башенные установки для орудий ПВО неудобны и редко применяются, поскольку требуется большая скорость наводки, которой не удаётся достигнуть при стрельбе из башенных установок под большими углами возвышения.

Башенные артиллерийские установки

  • Башенные установки лучше всего удовлетворяют тактическим требованиям, перечисленным в предыдущем разделе. В башне легче всего достигнуть защиты личного состава орудий и механизмов от неприятельских снарядов, химического оружия и авиабомб. Каждая башня состоит из боевого отделения (защищенная верхняя часть башни) и подбашенного отделение (скрытой части башенной установки, которая включает лифты и артиллерийских погребов)

Башенные установки делятся на одноорудийные и многоорудийные. Каждая из концепций имеет свои преимущества и недостатки. Сохранение живучести артиллерии лучше обеспечивается в одноорудийных установках. Очевидно, в случае, когда 4 орудия размещены в 4-х башнях, при повреждении одной из башен, теряется четверть артиллерии, а при размещении 4-х орудий в двух двухорудийных башнях – теряется половина артиллерии. Однако важным является ещё и фактор веса при проектировании корабля. Так, чем меньше веса сопутствующего оборудования требуется на одно орудие, тем больше можно усилить корабль дополнительным вооружением и/или бронезащитой, улучшить техническое оборудование, а следовательно и тактические качества.

Устройство башенной артиллерийской установки главного калибра видно на рисунке:

Корабельная башенная артиллерийская установка с картузным орудием времён Второй мировой войны (кликабельно)

1 - вторая нижняя палуба, 2 - снарядный погреб, 3 - первая нижняя палуба, 4 - зарядный погреб, 5 - средняя палуба, 6 - шахта элеватора, 7 - главная палуба, 8 - барабан, 9 - перегрузочное отделение, 10 - верхняя палуба, 11 - катки, 12 - лафет, 13 - орудийная башня

На схеме не показаны механизмы наводки ствола и устройство продувки после выстрела. Для лучшего понимания размеров башенной установки на рисунке изображен человек ростом 172 см.

Следует отметить, что в башенных установках может размещаться не только артиллерия главного калибра, но и более мелкокалиберная и скорострельная вспомогательная артиллерия. Для неё справедливо утверждение, что скорострельность орудий снижается по мере увеличения их количества в одной башне. Происходит это, главным образом, вследствие того, что с увеличением числа орудий в каждой башне, уменьшается объём помещения, в пределах которого работает её расчёт, осуществляющий заряжание. При заряжании орудий средних и мелких калибров, значительная часть манипуляций осуществляется вручную и теснота боевого отделения негативно сказывается на свободе манипуляций и приводит к уменьшению скорости заряжания. Затрудняется перегрузка снарядов из погребов в башни, что в свою очередь также замедляет скорость стрельбы. Влияние тесноты в башнях сказывается сильнее по мере увеличения калибра орудий. На основе перечисленных рассуждений можно прийти к выводу о целесообразности в некоторых случаях для повышения скорострельности переходить даже к одинарным башням, учитывая возникающие при этом негативные факторы, как то увеличение удельного веса, приходящегося на одно орудие, преодоление сложности расположения на корабле и т. п.

Рассмотрим плюсы и минусы различных концепций многоорудийных башенных установок на примере четырёхорудийных башен ГК.

Установка артиллерии в двух- и трёхорудийных башнях даёт по сравнению с установкой в одноорудийных башнях значительную экономию. Так, при переходе от двухорудийных установок к трёхорудийным, выигрыш в весе, приходящийся на одно орудие, составляет 15%, при переходе к четырёхорудийным установкам выигрыша в весе практически нет из-за усложнения устройства приспособлений подачи боеприпасов. Это проиллюстрировано в таблице:

В силу отсутствия выигрыша в удельном весе каждого орудия, выбор между размещением 3-х или 4-х орудий в башне является нетривиальной задачей. В пользу четырёхорудийных башен служат следующие факторы:

  1. вероятность, что вражеский снаряд попадет в одну из трех четырёхорудийных башен меньше, чем вероятность попадания в одну из четырех трёхорудийных,
  2. четырёхорудийная башня имеет больший вес, соответственно сопротивления ударам снарядов выше,
  3. броневую защиту четырёхорудийных башен, при том же общем весе артиллерии осуществить легче,
  4. заряжание четырёхорудийных башен более удобно из-за симметричности,
  5. большая масса башни уменьшит поворот при выстреле,
  6. с точки зрения организации стрельб удобнее комбинировать залпы, чем при трёхорудийных башнях.

На основе вышеперечисленного специальная комиссия, создававшаяся для такого сравнения, сделала вывод о том, что 4-х орудийные башни выгоднее 3-х орудийных, но при условии, что орудия будут расположены автономно и отделены солидными траверзами. В то же время стоит отметить весьма существенный недостаток четырёхорудийных башен, заключающийся в том, что очень слабой её стороной является передняя стенка – амбразуры. Важным является и вопрос компоновки орудий внутри четырёхорудийной башни. Рассматривались варианты построения, когда каждое орудие абсолютно автономно, будучи отделено от соседних толстыми 102-127 мм (4-5 дюймов) броневыми траверзами или же вариант, когда два соседних орудия соединяются вместе в одну обойму так, чтобы башня состояла как бы из двух двухствольных орудий. В пользу второй конструкции имеют место следующие предпосылки:

  1. башни могут быть спроектированы более узкими, что должно содействовать увеличению углов обстрела,
  2. упрощение схемы.

К недостаткам второго подхода можно отнести то, что:

  1. выстрелы придётся осуществлять в каждой башне сразу из двух орудий, расположенных по одну и ту же сторону от диаметральной плоскости, что может вызвать поворот башни,
  2. больше вероятность, что будут одновременно повреждены сразу два орудия,
  3. в случае осечки или затяжного выстрела у одного из орудий, откат обоих орудий будет всё равно совершаться за счёт работы другого, и следовательно, обнаружить непроизводство выстрела первого орудия будет трудно, следствием чего могут быть несчастные случаи,
  4. из-за неодновременности выстрелов двух орудий, что почти всегда и происходит, может возникнуть перекос орудий в обойме и вызываемый этим перекос всей системы.

Расположение башен ГК на кораблях различных классов значительно отличается. К примеру, расположение башенных установок на линкорах и крейсерах значительно отличается. Это связано с размерами кораблей, боевым применением, калибрами орудий главного калибра и множеством других факторов.

Расположение артиллерии на линкорах:

Расположение артиллерии на крейсерах:

Осевое расположение наиболее массивных башенных установок боевых кораблей объясняется тем, что при такой компоновке обеспечивается наилучшая остойчивость судна.

Палубные артиллерийские установки

Палубные установки используются на тех кораблях, на которых требования экономии в весе не позволяют иметь башенные установки (в частности из-за ограниченного водоизмещения судна), а именно на эсминцах, лидерах, крейсерах водоизмещением 4000-6000 т, авианосцах и т. п.

Палубные артиллерийские установки не имеют подбашенного отделения, а орудие и обслуживающие системы раздельные. В отличии от башенных установок, у таких установок полностью изолированные погреба и пути подачи боеприпасов.

Палубные установки, как уже упоминалось, широко применяются для зенитных орудий и пулемётов. Преимущества палубных установок по сравнению с башенными:

  1. больше точность наводки,
  2. больше скорость наводки,
  3. легче производится наводка на больших углах возвышения при качке,
  4. большие углы возвышения достигаются легче: максимальные углы возвышения для палубных установок с 152-100 мм орудиями, имеющими щиты, могут достигать значений 60-70 градусов, для орудий 75 мм – ещё больше,
  5. палубные установки являются наивыгоднейшими в отношении веса по сравнению с башенными и гнездовыми, и это преимущество ещё более увеличивается с переходом от ординарных к парным и тройным установкам.

К недостаткам палубных установок можно отнести следующие:

  1. защита палубных установок значительно уступает башенным,
  2. меньшая величина горизонтальных углов обстрела, если орудие в палубной установке стоит на борту,
  3. при наличии парных и тройных установок возможно обеспечение одновременного залпа из всех орудий, поэтому, также как и в башенных установках, вследствие разницы в затяжках выстрелов следует ожидать большего разброса снарядов из-за меньшей массы палубных установок.

Палубно-башенная установка СМ-5

Палубно-башенные артиллерийские установки

Артиллерийские установки палубно-башенного типа имеют часть броневой защиты, что обеспечивает лучшую защищенность по сравнению с палубными установками.

Также орудие, механизмы наведения и заряжания являются одним целым, а все остальные системы размещаются отдельно. Подбашенное отделение состоит из подъемного механизма (элеватора).

Броневая защита таких установок чаще всего представляет собой незамкнутую противопульную и противоосколочную броню, которая является вращающейся частью установки. Палубно-башенные установки по сравнению с палубными улучшают условия использования артиллерии и лучше защищают личный состав и механизмы.

Благодаря совмещению неплохой защищенности и относительно малого веса, данный тип орудий получил широкое распространение на эскадренных миноносцах и крейсерах.